Проблемы церковной жизни Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?
По словам протоиерея Андрея Ткачева, он не может быть созван до тех пор, пока Римская церковь не вернется в Православие …
Как сообщала «Русская народная линия», 2 ноября митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию. Председатель ОВЦС выступил с докторской лекцией, посвятив ее памяти митрополита Никодима (Ротова). Митрополит рассказал об истории предсоборного процесса и о том, что можно ожидать от Всеправославного Собора, если он действительно состоится. «Могу заверить всех сомневающихся в том, что этот Собор не будет Восьмым Вселенским, не отменит и не пересмотрит решений Семи Вселенских Соборов. Этот Собор не отменит постов, не введет женатый епископат, не разрешит второбрачие духовенства, не признает власть Римского папы над Православной Церковью, не подпишет унию с католиками - одним словом, не сделает ничего из того, чего сегодня опасаются некоторые «защитники Православия», проявляющие ревность не по разуму. Если же что-либо противное духу и букве Семи Вселенских Соборов, противное многовековому Преданию Православной Церкви - упаси Бог - произойдет на этом Соборе, Русская Церковь его не признает и не примет, как это было с Ферраро-Флорентийским Собором 1441 года. Полагаю, что и другие Поместные Православные Церкви в таком случае не признают подобный Собор», - сказал, в частности, митрополит Волоколамский Иларион.
Мы попросили высказаться на сей счет известного киевского священника, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева:
Нельзя бояться каждой встречи иерархов. Они должны собираться и жить проблемами всей Церкви, иначе поместные Церкви атомизируются. Это все равно, что в епархии священники не знают друг друга и живут только проблемами своего прихода. Конечно, иерархи должны выносить общие решения по современной проблематике. VIII Вселенский Собор, судя по формуле созывания, должен утвердить решения VII Вселенского Собора, т.е. «утверждаем предыдущий, объявляем новый», но это было бы абсурдно, потому что в церковном сознании VII Вселенский Собор уже давно занял своё место. И уже прошло почти полторы тысячи лет. Поэтому с точки зрения формальной тут не будет никаких характерных черт, но если кто-то настолько напуган, то он может назвать Собором любую встречу православных иерархов. Но это как раз печальное явление.
Печальность заключается в следующем: наша паства очень неученая. Я понимаю митрополита Илариона, что ж им теперь вообще не собираться, раз их подозревают в созыве Вселенского Собора? Нужно, чтобы связь между архиереями и паствой укрепилась, и эти связующие скрепы усилились. Потому что действительно народ брошен сам на себя, что-то размышляет и имеет определенное недоверие к духовному начальству. Вот здесь и существует болезнь. Надо объяснять людям, что Вселенский Собор не может быть без участия всех древних кафедр, в том числе и Римской. С точки зрения формальной, до тех пор, пока Римская церковь не вернется в Православие и не наступит евхаристическое единство с Римской кафедрой у всех древних кафедр, VIII Собор по факту невозможен.
Кроме того, по римскому счету уже было 22 или 23 Собора, у нас же разный счет. У них Вселенским считается всякий Собор, имеющий влияние на мировую судьбу христианства, который одобрен прямым участием папы или его представителей. Невозможен Вселенский Собор без Римского архиерея, подавляющее большинство христиан в мире - это католики. Вот такой признак, потому бояться нечего. В обозримой перспективе я не вижу реальных намеков на то, что мы вместе с католиками отслужим литургию, и будем совместно решать собственные проблемы на уровне соборного договора. Не вижу реальных перспектив этого. Со времен Великой схизмы, с XI века, существуют объективные препятствия к созыву VIII Вселенского Собора. До тех пор, пока не будет уврачевано разделение Церкви на Западную и Восточную, Вселенский Собор даже теоретически невозможен.