В отношении Евхаристии думаю, что «Положение о причащении» заслуживает не менее серьезного обсуждения, чем «Положение о монастырях и монашествующих». Мы должны создать условия, чтобы люди причащались Святых Христовых Таин. Возбранение приступать к Святым Тайнам должно зависеть от решения духовника, тогда как само причащение должно быть нормой, особенно в монастырях, и об этом необходимо написать в «Положении о подготовке к причащению». Там оставлены без рассмотрения такие важные моменты, как подготовка к причащению для священнослужителей, монашествующих. В «Положении» говорится только о мирянах, к которым подчас предъявляются более строгие требования, чем к монашествующим и священнослужителям. http://www.bogoslov.ru/text/3574628.html
На конференции справедливо говорилось о том, что Причащение должно быть основой духовной жизни монахов. Практически каждый день монахи присутствуют на Божественной литургии – и что, собственно, препятствует им причащаться? Мирянам трудно причащаться каждый день, но для монахов это вполне нормально и естественно, поскольку всю свою жизнь они отдают Богу и каждый день начинают с Евхаристии. Я думаю, акцент на духовной жизни поможет нам сохранить тот огромный потенциал, который мы за последние двадцать пять лет накопили и который не имеем права растерять.
Более того, есть такие правила, от которых монахи и священники себя считают свободными, а на мирян их возлагают. Например, традиция поститься перед Причастием. Ведь священники, которые совершают литургию в воскресенье, не постятся по субботам. Почему же миряне, которые хотят причаститься в воскресенье, должны поститься в субботу, в то время как есть установленные Церковью постные дни: среда, пятница, четыре поста, особые дни постов, такие, как, например, Воздвижение Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи? Зачем возлагать на людей бремена неудобоносимые, когда мы, священники, сами не хотим и перстом двинуть, чтобы их исполнять? Если мы такие ревнители, давайте на себя возложим дополнительный пост перед Причастием. Начнем с монахов, архиереев, батюшек, а потом посмотрим: если сами выдержим, то и мирянам добавим постных дней.
Церковь так установила, что воскресный праздничный день является днем участия всей церковной общины, включая мирян, в Евхаристии. Участия не пассивного – в качестве гостей или «захожан», а активного – в качестве причастников.
Такая же проблема есть и у мирян – есть опасность привыкания, но не думаю, что от этой опасности можно избавиться путем редкого Причащения, потому что тогда человек впадает в другую крайность. Для него Причастие становится экстраординарным событием, которое он откладывает беспричинно, боится его. Мы не должны создавать искусственных барьеров между человеком и Богом.
Когда люди приходят в храм, они слышат слова Христа, произносимые устами священника и обращенные ко всем находящимся в храме: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое»; «Пийте от Нея вси, Сия есть Кровь Моя»; «Со страхом Божиим и верою приступите». Многократные призывы ко всем приступить к Чаше – как можно эти призывы совмещать с возбранением приступать ко Святому Причастию? Священник говорит: «Со страхом Божием и верою приступите», – а потом прихожане слышат от того же священника, что приступать нельзя, потому что день вчера был непостный или по каким-то другим причинам. Мы не должны быть лицемерами – мы должны воплощать в жизнь то, что написано в наших литургических текстах, иначе наша молитва и проповедь станет «медью звенящей и кимвалом звучащим».
Я думаю, что такое возрождение уже происходит, и уже есть немало приходов, где пастыри приучают своих прихожан к частому, регулярному причащению, как это делал еще на рубеже XIX-XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский. Такие общины уже создаются. Это очень прочные общины, где духовенство и прихожане живут как одна семья, и это влияет на всю жизнь людей, на их семейные отношения. В таких общинах даже повышается рождаемость. Пользу Причастия переоценить невозможно, и именно благодаря евхаристической настроенности, благодаря тому, что люди соединяются с Богом в Евхаристии, у них и семьи прочные, и браки не распадаются, и детей много, и много другого прекрасного доброго происходит в их жизни. http://www.bogoslov.ru/text/3519702.html