О том, как рассчитать индивидуальную прибавку к пенсии рассказано в статье. А в этой статье попробуем оценить размер "дохода", который ПФРФ получит после августовского перерасчета за счет работающих пенсионеров.
Чтобы адекватно оценить соответствующие суммы сделаем некоторые допущения. Точные исходные данные для расчета знает только Минтруд и ПФ, поэтому речь пойдет именно об оценке. Допущения и упрощения сделаем такими, чтобы минимизировать возможные ошибки и если ошибиться, то в меньшую сторону. Будем исходить из следующего.
1. Средняя зарплата в 2014 году по стране составила около 29 000 рублей, а медианная около 22 000 рублей. Будем ориентироваться на медианную зарплату. Она означает, что половина работающих в стране (50%) получают заработные платы меньше этой суммы, а вторая половина (остальные 50%) больше.
Отвлечемся и поясним на примере - в чем разница между средней и медианной зарплатой и почему следует ориентироваться именно на последнюю. Возьмем группу из 100 человек. Пусть у 99 из них заработок 10 тысяч рублей, а у одного из ста – 1 миллион рублей. Тогда, если вычислить средний заработок членов этой группы, так, как это делают наши Госорганы для принятия разнообразных и выгодных им решений, то получим
Средний заработок = (99 х 10 000 + 1 000 000) / 100 = 1 990 000 / 100 = 19 тысяч 900 рублей.
Т.е. почти 20 000 рублей. Если далее ориентироваться на эту цифру и брать ее за основу, то можно, например, «утверждать», что в среднем люди получают 20 тысяч рублей, это немало и поэтому, им можно повысить тарифы на услуги ЖКХ, цены на лекарства и т.д. Но ведь это не так! В реальности 99% получают не 20, а 10 тысяч рублей и все решения, которые примут на основе этой «дутой» и не отражающей реальность цифры, окажутся для абсолютного большинства неподъемными. Поэтому грамотные и имеющие совесть экономисты оперируют не средними, а медианными значениями. Медианная (срединная, а не средняя) зарплата для нашего примера – это 10 тысяч рублей – цифра, которая делит группу на две равные половины - у 50% людей она (зарплата) меньше, а у другой половины больше. Цифра 10 тысяч рублей абсолютно адекватно характеризует доходы нашей группы, в отличии от средней.
2. Поскольку работающих пенсионеров у нас около 14 миллионов человек, то разделим их на две равные группы по медианному заработку, полагая, что и для работающих пенсионеров эта цифра – 22 000 рублей справедлива. Следовательно, половина из них (7 миллионов) получает меньше 22 тысяч. Назовем эту группу «бедняками». А другая половина (тоже 7 миллионов) – зарабатывает более 22 тысяч рублей в месяц. Назовем их «богачами». Понятно, что как среди первых, так и среди вторых разброс зарплат может быть значительным. У бедняков от 5500 (МРОТ) до 22 000 рублей. Какая часть сколько получает нам неизвестно, поэтому сделаем второе допущение – предположим, что средний заработок у всех 7 миллионов «бедняков» 10 000 рублей – сумма небольшая по нынешним временам.
3. У второй выделенной группы – «богачей» - заработки тоже различны от 22 до 100 и более тысяч. Сделаем еще одно допущение – пусть средний заработок у всех членов этой группы работающих пенсионеров – 25 000 рублей. Сумма тоже не велика, но зато гарантирует от завышенных оценок.
Прежде, чем проводить расчеты, заметим также, что три пенсионных балла в 2014 году человек получает как раз при заработке около 22 000 рублей. Поэтому, если средний заработок работающего пенсионера в 2014 г. был меньше или равен 22 тыс. рублей, то при августовском перерасчете он почти ничего не потеряет, кроме части страховых взносов в размере 6% от своей заработной платы, которые, как известно, идут в общий котел и на формирование фиксированной выплаты (ФВ) к пенсии. Поскольку работающий пенсионер уже сформировал себе пенсию, в том числе и ФВ, то теперь эти 6% идут в общий котел и ему «не возвращаются» в виде пенсионных выплат после перерасчета. Следовательно, у работающих пенсионеров «бедняков» заберут эти 6%, а остальные 16% от их заработной платы, (начисленные страховые взносы) вернут прибавкой к пенсии после августовского перерасчета. При среднем заработке «бедняков» в 10 тысяч рублей, их «безвозмездные пожертвования» в пользу ПФРФ составят:
«Доход от бедняков» = 10 тыс. руб. х 0,06 (6%) х 7 млн. чел. Х 12 месяцев = 50,4 млрд. рублей.
Это «подарок» от «бедняков». А сколько подарит вторая половина – «богачи»? Давайте оценим. Поскольку средний заработок у этих 7 миллионов – 25 000 рублей, то их пенсионный бал будет больше трех. При заработке 25 тысяч рублей ИПК за 2014 г. будет равен 4,8077. Три балла «богачу» вернут в виде прибавки к пенсии, которая составит 3 х 71,41 = 214 рублей 23 копейки (71,41 – стоимость одного пенсионного коэффициента в 2015 году, рублей). А «неоплаченные» 1,808 балла (4,088 – 3 = 1,808) останутся в распоряжении ПФ. Иначе говоря, «богачам» вернут в виде прибавки к пенсии после перерасчета только страховые взносы - 16% от пороговой зарплаты в 22 тысячи рублей, а весь объем страховых взносов от сумм, превышающих 22 тыс. рублей «возврату» не подлежит. Оценим, как «пополнит» свой бюджет пенсионный фонд за счет 7 миллионов «богачей», превысивших порог в 22 тысячи рублей и сумевших зарабатывать на 3 тысячи выше «порога»:
«Доход ПФ от введения порога в 3 балла» = 3 тыс. руб. х 0,16 (16%) х 12 месяцев х 7 млн. чел. = 40,32 млрд. рублей.
Не забудем и про 6% от 25 тысяч рублей, которые тоже останутся в ПФ и пойдут в «общий котел»
«Доход от богачей» = 25 тыс. руб. х 0,06 (6%) х 7 млн. чел. Х 12 месяцев = 126 млрд. рублей.
Если сложить все три источника «дохода», то всего в 2015 году и бедняки, и богачи оставят в бюджете ПФ и никогда не получат обратно в виде пенсионных выплат ни копейки следующую сумму
Пополнение бюджета ПФ за счет работающих пенсионеров = 50,4 + 126 + 40,320 = 216 млрд. 720 мил. рублей
Именно на такую сумму работающие пенсионеры пополнят бюджет ПФРФ в текущем году, из них 40,32 миллиардов «капнет» за счет введенного ограничения в три пенсионных балла. Если этот "остаток" разделить на 14 миллионов, то выяснится, что в среднем каждый работающий пенсионер подарил, сам того не ведая, по 15 480 рублей бюджету ПФРФ - т.е. безвозмездно "отдал" свою полуторамесячную пенсию. Причем никто его об этом не спросил и решение "дарить - не дарить" он не принимал. Как такое возможно? Сами не понимаем...
Еще раз оговоримся, что проведенный расчет - оценочный. Тем не менее, как нам кажется, «доход» ПФ от работающих пенсионеров будет процентов на 30 выше.
В очередной раз хочется сказать, что «балансировать» бюджет ПФ за счет пенсионеров легче всего, не возвращая им под разными предлогами ими же заработанные деньги. Но есть гораздо более эффективные решения – повышать доходы и поступления в ПФ из хорошо известных источников. Речь о наведении порядка в уплате страховых взносов 20 миллионами трудоспособных граждан, которые, как и раньше, трудятся в тени. Разговоры об этом идут не первый год, но дело не движется. Размеры этого резерва, которым ни Минтруд, ни Минэкономразвития, ни налоговые органы всерьез не хотят заниматься, а скорее просто не умеют, показан на диаграмме.
Подводя итоги, можно констатировать, что усилиями Минфина, Минтруда и Минэконмразвития "курица, несущая золотые яйца" постепенно трансформировалась в "дойную корову" и медленно, но верно превращается в "серую мышь", в том смысле, что делается все, чтобы работающие пенсионеры ушли в тень и получали не белую, а серую зарплату в конвертах. Об этом говорят и постоянные "вбросы-предложения" наших "пастухов" - то лишить работающих пенсионеров фиксированной выплаты, то вообще не платить им пенсию - для начала тем, кто зарабатывает по 65 и более тысяч в месяц, а потом и остальным.
PS. Только что завершивший Петербургский экономический форум принес новые идеи "пополнения" бюджета ПФ. Среди них - отказ от индексации пенсий на уровень инфляции в 2016 году (автор А. Силуанов), повышение возраста выхода на пенсию (М. Топилин, А. Пудов). Ничего нового...
Почему президентом можно быть в любом возрасте (управлять страной), а обыкновенному работнику при достижении пенсионного возраста (60 лет)работодатель (вернее функционеры из службы по персоналу)предлагает "уйти на покой" (уж не на кладбище ли?). У работодателя явно наблюдается несоответствие между проблемами государства и возрастом завершения трудовой деятельности "стариков". Не "хоЧУт" работодатели , чтобы "старики" работали до 65 лет и более. А государство - его позиция непонятна. Вот никак я не пойму: нашему государству выгоднее, чтобы я работал и отчислял подоходный налог с зарплаты и были отчисления в пенсионный фонд? Или, чтобы я не работал и не было никакого подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд? Если государству выгоднее, чтобы я продолжал работать и приносить доход в казну и пенсионный фонд, то почему оно меня не поддерживает, а даже наоборот "вставляет палки в колеса"?
P.S._1 Зарабатывать и "получать" - для меня это разные вещи.
P.S._2 Сегодня (20.06.2015) в СМИ появилась следующая информация (очередной "заброс"): "Продолжительность жизни в России, по прогнозам Минтруда, к 2020 году увеличится до 75 лет, что создаст прямые предпосылки для плавного увеличения пенсионного возраста." Я сердцем чую (как Шариков), что они своего добьются.
P.S. можэ Вам за границу рвануть? В Сингапур. Там хорошо. Нет партий и нет коррупции. Плюнул на улице мимо урны - штраф 500$. И на одежду не нужно тратиться. Можно 20 лет проходить в одних шортах. Экономично.
В 2005 я ответила "Хи!" и ушла зарабатывать пенсию заново. До 2010 немножко не отняли. Получились ажно 18% от зарплаты...
Я могу тут долго объяснять, что и куда ушло, но вывод удручает: работай в темную и копи себе сам! А твоя бабушка - сама дура, не научила тебя жульничать.
Бабушка будет считать (не считать я не умею), что ЭТО - нормально, тогда я задам простой вопрос: куда ушли мои деньги? Детям без отцов? бОЛЬНЫМ ДЕТЯМ? я бы и согласна, но статистически получается, что за презентацию ПФ не согласна я платить. (Что-то дорого берут за отказ от накопительной системы).
Я не я, и лошадь не моя, но если еще даже не внуки, но просто взрослые дети ждут от меня финансовых рекомендаций, - вот это меня действительно удручает.