Пенсия, это в первую очередь деньги, а не возраст.
Существует индивидуальный персонифицированный учет, где дотошно учитываются персональные отчисления за работника в ПФ, устанавливая прямую связь с заработной платой. Ну, это мы так думаем.
Прошу ознакомится с альтернативным мнением, это, как я понял, мнение разработчиков ФЗ-400.
Я с удивлением узнал, что у нас не накопительная пенсионная система, а распределительная. Во как! Ну и много еще чего узнал.
Ссылка на источник предоставлена уважаемым rzd.
http://www.ranepa.ru/images/insap/insap/pensionnaya-formula.pdf
Мною выделены наиболее любопытные высказывания.
Горлин Ю.М., Малева Т.М., Назаров В.С., Гришина Е.Е., Федоров В.В., Кириллова М.К.
РАЗРАБОТКА ПЕНСИОННОЙ ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА СОЛИДАРНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ С УЧЕТОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ БОЛЕЕ ПОЗДНЕГО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
Москва, 2014
5.1.1 Принцип солидарности
Следствием принципа солидарности является то, что участие
застрахованного лица в пенсионной системе не носит непосредственно
возмездного характера. Не весь объем уплачиваемых страхователем за
застрахованное лицо страховых взносов должен и может учитываться при
формировании пенсионных прав.
С учетом выше сказанного, а также, имея в виду, разнесенность во времени
периодов отчисления страховых взносов и выплаты пенсий, необходимо
отметить, что заплаченные за застрахованное лицо страховые взносы хотя и
должны влиять на его будущие пенсионные права, но только в ограниченных
пределах и не могут определять размер будущей пенсии в абсолютном
выражении.
В этой же связи, с нашей точки зрения, используемые в действующем
пенсионном законодательстве термины «индивидуальная часть тарифа страховых
взносов» и «солидарная часть тарифа страховых взносов» не в полной мере
отвечают сущности распределительной системы, а применение этих терминов
способствует распространению ложных представлений и мифов.
Так, в частности, нашли достаточно широкое распространение ряд
следующих ложных представлений.
Первое: страховые взносы платятся работником.
Это, очевидно, не соответствует ни букве, ни духу законодательства.
Обязанность уплаты страховых взносов возложена на работодателя, который и
является их плательщиком (за исключением самозанятых). При этом
работодатель выступает в качестве страхователя своего работника, который
является застрахованным. Просто базой для уплаты страховых взносов является
определенная часть заработной платы.
Второе: страховые взносы платятся из заработной платы работника или
являются частью заработной платы.
Это тоже не соответствует нормам законодательства. Страховые взносы не
входят в состав фонда оплаты труда и не являются частью заработной платы. Это
затраты работодателя, относимые на себестоимость, В отличие от налога на
доходы физических лиц, который удерживается из заработной платы работника, а
работодатель выступает лишь в качестве налогового агента. Практика показывает,
что снижение тарифа страховых взносов не приводит не только к
соответствующему, но даже, сколько бы значимому увеличению заработной
платы(например, когда тариф был снижен с26% на22% + 10% сверх
взносооблагаемого предела).
Третье: средства, отчисляемые работодателем на страховую часть
трудовой пенсии, в размере, соответствующем так называемой «индивидуальной
части тарифа страховых взносов» имеют возмездный характер.
Соответственно эти средства должны быть впоследствии выплачены
соответствующему застрахованному лицу в качестве пенсии.
Данное представление отчасти верное для накопительной пенсионной
системы, полностью не соответствует сути распределительной системы. Выплата
пенсий сегодняшним работникам будет производиться за счет страховых взносов,
которые будут отчисляться в те года, когда эти работники станут пенсионерами.
Поэтому ни какой непосредственной абсолютной связи между объемом
уплаченных за работника взносов и суммой пенсий, которая будет ему
выплачиваться нет и быть не может.
Четвертое: средства, формируемые за счет страховых взносов по
«солидарной части тарифа» (в настоящее время это 6%, а также в определенной
степени10% от заработной платы, превышающей взносооблагаемый предел),
должны обеспечивать выплату фиксированного базового размера, а средства,
формируемые за счет страховых взносов по «индивидуальной части тарифа»,
должны обеспечивать выплату собственно страховой части пенсии.
Это заблуждение, с нашей точки зрения, в определенной мере является
наследием прошлого. В период действия единого социального налога базовая
часть пенсии финансировалась за счет средств федерального бюджета, а
страховая за счет средств, поступающих от страховых взносов. Эти средства были
целевыми и замещения одних средств - другими законодательно не допускалось,
хотя на практике, насколько нам известно, такие ситуации имели место.
После отмены единого социального налога и тем более после того, как в
2010 году фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии
(базовая часть трудовой пенсии была предтеча фиксированного базового
размера) был введен в состав страховой части, говорить о закреплении
источников не имеет смысла. Все страховые взносы поступают в пенсионную
систему и из них выплачиваются фиксированная и переменная часть страховой
пенсии.
Вот такая вот демагогия. Хотя формально правы. Пока не платишь в ПФ из своей зарплаты не имеешь возможности качать права, нет оснований, денежки то формально не твои. Когда читаешь в прессе, что хотят заставить делать отчисления в ПФ из своей зарплаты возникает внутреннее сопротивление и раздражение. Как говорится, опасение является следствием опыта, тем более такого богатого как у нас.
Но ведь есть и другой опыт. Представьте, есть простые решения, и они эффективно работают. Опыт родоначальника пенсионной системы, Германии. В ПФ 9% платит работодатель, 9% платит работник из своей зарплаты, в конце года работнику выдается распечатка с отчислениями в ПФ и расчетом пенсии на момент выхода на пенсию, при ныне существующем доходе.
Что не нравится? Не спешите. Давайте прикинем результат.
Это совершенно не страшно. У нас в расчетках появится 11% вычета в ПФ от зарплаты. Мы ничего не потеряем, просто в расчетке появится еще одна строка. Произойдет перераспределение тех 22% уплачиваемых работодателем в ПФ -11% платит работодатель, 11% платим мы по документам, хотя реально все 22% выплатит работодатель. Но при этом ты становишься хозяином этих 11% от зарплаты, теперь ты имеешь право кричать “Где мои деньги. Порву!“. И не только кричать, но и подавать в суд и т.д. А если это будет оформлено как софинансирование работодателем, то можно говорить о всей сумме.
Распечатка с отчислениями в ПФ и расчетом пенсии на момент выхода на пенсию, при ныне существующем доходе тоже является эффективным инструментом. Простое решение, но очень эффективное. Во первых, работник контролирует свои и работодателя отчисления в ПФ, во вторых, видит какая пенсия его ждет в 60 лет при ныне существующем доходе. Тут уже зарплата в конверте заставляет работника сильно задуматься, маленькая зарплата толкает на поиск другой работы. Если ты в 25 лет видишь, что в 60 лет твоя пенсия будет 6 т. руб, то навряд ли ты заинтересован в такой работе. Такой простой прием выведет из “тени” несколько миллионов рабочих, и увеличит заработные платы, я так думаю.
Вот только надо ли это тем, кто называет себя правительством? Они и без этого все в шоколаде! Конфликт интересов, однако. Сколько детей чиновников заплачет, не получив свои яхты и замки на Лазурном берегу?
А вы что об этом думаете? Какое у вас мнение?
По простоте душевной я предполагал, что ПФ накапливает наши страховые взносы в своей "копилке" и пускает их в оборот под проценты. Затем выплачивает накопленые средства из "копилки" пенсионерам, а проценты от "оборота накопленных средств" - компенсируют инфляцию.
На самом деле оказалось, что все не так. Нет никакой "копилки" . Нет никакого "оборота накопленных средств" и естественно процентов - тоже нет.
Все, что сдается в ПФ в виде страховых взносов - практически немедленно выдается на руки существующим пенсионерам для выплаты назначенных пенсий.
Объем собираемых страховых взносов из регионов - недостаточен для выплаты пенсий существующим пенсионерам. Для обеспечения выплат пенсий в полном объеме всем пенсионерам в стране - из федерального бюджета на счета ПФ осуществляются дополнительные трансферты (дотации) средств в размере примерно 35% - 40% от необходимого уровня расходов на выплату пенсий.
Однако небольшой "буфер" все же есть. По данным Счетной Палаты в Казначействе РФ (где хранятся средства ПФР) на счетах ПФР всегда имеется некий остаток от сданных текущих страховых взносов из регионов, которого вполне хватит на выплату пенсий всем пенсионерам страны в течение 1-го - 2-х месяцев (но не более).
О пенсионной системе Германии.
Там тоже нет никакой "пенсионной копилки" [как и у нас]. Нынешние немецкие пенсионеры получают пенсию из страховых взносов, которые сейчас выплачивают будущие пенсионеры.
P.S. ранее (не помню где), законодательно было явно обозначено, что страховые взносы являются возмездными. Однако в дальнейшем (легким мановением чьей-то руки) они превратились в безвозмездные. И никто этого не заметил (или не обратил внимания).
1. Как раз с 2002 по 2009 (или 2010) ПФ рассылал всем формы с учётом пенсионных накоплений. Сейчас самостоятельно получить сведения не составляет труда, хоть через сайт ГосУслуг.
2. Более интересное, имхо, на недалёкую перспективу содержится а разделе 4 "ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПЕНСИОННОЙ ФОРМУЛЫ"
При разработке новой пенсионной формулы с учетом имеющихся социальных, политических и других ограничений мы исходили из ... [того, что] не предусматривается повышение пенсионного возраста.
Сейчас же муссируется как раз этот фактор как более чем возможное решение после мартовских выборов.
3. Из ФЗ-400 Правиельство выкинуло "ИПКстаж" (п.6.3.1 и 6.3.1.6, сноска 15)
ИПКстаж – индивидуальный пенсионный коэффициент за стаж дополнительно для лиц, имеющих страховой стаж 30/35 лет и более соответственно для женщин/мужчин
4. Ну и в конце п.8.2 такие интересные данные приводятся (удельный вес работников с з/п до 0,7 СЗП получается 47%, путём вычитания из 100% остальных групп с доходом >0,7 СЗП)):
В 2020 году у низкодоходных групп (до 0,7 СЗП) независимо от стажа тенденция снижения размера пенсии против действующих норм заметнее в связи со снижением фиксированной части (6801 руб. - действующая модель, 5224 руб. – новая), которая составляет свыше 60% размера пенсии. Для остальных зарплатных групп новая модель дает увеличение пенсий на 6-7%, а для высокодоходных групп – вдвое больший прирост.
В 2030 году снижение пенсий по новой модели происходит у тех же низкодоходных групп за счет фиксированной части (12152 руб. – действующая модель, 7307 руб. – новая). У остальных групп размер пенсии увеличивается на 10-12%, у высокодоходных – на четверть.
Расчеты показывают достижение целей реформирования порядка расчета страховой пенсии, в том числе усиления связи размера пенсии со стажем и заработком
Получается, низкодоходными группами сейчас являются не люди, которые не хотели учиться и работают на низких должностях и зарплатах, а практически все, живущие в отдалении от столиц и «привилегированных» регионов. Для этих привилегированных регионов и написан этот ФЗ 400.
ПФР можно преобразовать в федеральное ведомство и назвать как-нибудь: Пенсионная служба РФ или Пенсионное агентство РФ.