В споре об уранополитизме необходимо четко различать пять патриотизмов. Слово "патриотизм" в данном случае очень условно и даже не точно, т.к. означает пять совершенно разных явлений. Моя цель, просто показать, из-за чего возможно происходят споры и непонимания. На этом этапе полемики вопрос терминологии мне представляется самым главным.
1. Греховный П. (идеологии, национализм,этатизм, этнофилетизм и тп). 2. Естественный П. (чувство естественной привязанности к месту, народу). 3. П. как исполнение гражданского долга по евангельским заповедям. 4. Ветхозаветный П., проявляющий себя в истории той или иной Поместной Церкви. 5. П. Небесного Отечества, где племена, народы и языки сливаются в молитве и поклонении перед Божьим Престолом.
Первый однозначно не имеет отношения к христианству, в ярко выраженной форме представляет из себя чистое язычество или ересь. Может прикрываться христианскими словами. Однако может быть и следствием не преодоленных страстей (гордыни, тщеславия) человека или целого народа.
"Этнофилетизм, то есть подчинение Церкви национально-политическим идеологиям и программам, давно справедливо осужден как ересь. Этнофилетизм именно и рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь, таким образом, основанием для разделений и расколов". (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)).
Второй может быть и должен быть преодолен в течение жизни каждого христианина, стремящегося к святости, к Небу. Ведь этой земле, этому небу предназначено преображение. Не является добродетелью, но и не является злом. Одно из устойчивых проявлений второго патриотизма - это чувство любви ко всему церковному: храмам, иконам и т.п. элементам православной культуры своего народа (русского, сербского, японского, греческого, болгарского).
Третий по сути не является патриотизмом, т.к. является для христианина исполнением заповедей в силу любви к Богу (служба в армии, уплата налогов, молитва за власти, почитание властей). Законопослушность для христианина исходит из веры в богоустановленность власти. А для последней это выгодно с т.з. собственных интересов, может быть даже с точки зрения греховного этатизма. Конфликт между народом Божием и властью возникает тогда, когда последняя начинает требовать от христиан противное Богу.
Четвертый носит временный характер и зачастую связан с расцветом или упадком той или иной Поместной Церкви. Как новозаветная Церковь сменила Ветхозаветную, так и светильник той или иной Поместной Церкви может быть переставлен Господом с одного места на другое (по грехам народа Божия - христиан).
В период расцвета четвертый П. может временно проявлять себя в симфонии церковных и светских властей. Под симфонией в данном случае можно понимать только объединение этих властей под главой Христа. Когда это происходит, то выражается в расцвете и Поместной Церкви, и государства. Можно привести отдельные примеры из истории Византии, Московской Руси (короткий период дружбы между Алексеем Михайловичем и Никоном) или Российской империи (1812-1820). Если светская власть не признает над собой главенство Святой Троицы и Ее законов, не защищает Церковь, то о православной симфонии не может быть и речи.
В период упадка Поместной Церкви может выражаться в религиозно-политической борьбе народа Божия за свои права (жить по заповедям) в оккупированном (Маккавеи) или светском (нынешний мiр) государстве. В первом случае борьба была вооруженная. Во втором случае борьба выражается через организацию обществ трезвости, проповеди покаяния, пролайф-движения.
Пятый - это уже вечность, племена, народы и языки во Христе уже преодолели все культурные и национальные разделения. Это именно тот идеал, к которому стремились и стремятся все христиане. Это именно то, ради чего распялся Христос и то, ради чего Он придет во второй раз.