Диакон Павел Трошин. Церковные взгляды на женскую нечистоту в историческом контексте

Святые отцы и правила Соборов предоставляют нам ответы на вопрос: «Могут ли женщины, находящиеся в очищении, причащаться и ходить в храм?» Но их ответы на данный вопрос различны: кто-то из святых отцов запрещает многое, другие напротив, дают разрешения на вхождение во храм и на участие в Таинствах Церкви.

В связи с возникновением различных мнений, у женщин возникает недопонимание, как поступать. Стараясь найти правильное решение в сложившейся ситуации, они обращаются за советом к священнослужителям, но их мнения тоже разделяются. Одни говорят, что можно, другие — что нельзя. Для богоугодной жизни женщин и для объективного изучения данной проблемы необходимо рассмотреть две точки зрения по вопросу: «Что разрешено и запрещено женщинам во время очищения?»

В первом веке возникло мнение, что женщина, у которой происходят месячные, во время их не имеет Святого Духа. Святой Климент Римский по этому поводу писал: «В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого, то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность»1. Мы видим, что святой Климент говорит о том, что только грехами человек может осквернить себя и находиться в нечистоте. Все естественные исхождения не влекут за собой никакого осквернения.

Святой Дионисий Александрийский же в своем втором правиле излагает противоположное мнение относительно нечистоты. Он пишет: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к Святой Трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи, не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом»2. Из правила святого Дионисия мы видим, что женщинам в нечистоте нельзя приближаться к Святой Трапезе, то есть к причастию Святых Таин, но молиться можно. Молитва может быть как индивидуальная, то есть келейная, так и соборная, которая совершается в храме.

Святитель Тимофей, епископ Александрийский, отвечая, на заданный ему вопрос насчет совершения Таинства Крещения женщины, находящейся в нечистоте, говорил: «Аще жена оглашенная вписала имя свое ко крещению, а ко дню крещения приключится ей обычное женам, то должно ли токовую крестити в тот день, или отложити, и на сколько времени отложити; ответ. Должно отложити, доколе очистится»3. Мы видим, святитель Тимофей пишет о запрете совершения Таинства Крещения над женщинами, у которых менструация. То же пишет он и о Причастии: «Аще жена усмотрит приключившееся ей обычное женам: должна ли она в тот день приступити к Святым Тайнам, или нет; ответ. Не должна, доколе не очистится»4. Мнения святого Дионисия и Тимофея идентичные: женщина не может участвовать в Таинстве Евхаристии и Крещения.

Рассмотрим мнение святителя Афанасия Великого, который пишет в первом правиле о чистоте: «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезнаго или нечистаго не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор. 2:15). Поелику же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновеннаго упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукаваго обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все (Тит. 1:15). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по-видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлещи подвижников от обычнаго и спасительнаго попечения, и в сем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а токмо пустые вопрошения и суесловие, которых уклонятися должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховнаго или нечистаго какое-либо естественное извержение, как например, аще бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст; Можем рещи и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животнаго. Еще же, аще по Божественному Писанию веруем, яко человек есть дело рук Божиих; то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное: и аще мы род Божий есмы, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28): то не имеем в себе ничего нечистаго. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякаго смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поелику хотящие токмо прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и сию нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить…»5 Из послания святого Афанасия мы видим, что все разговоры о чистоте и нечистоте являются уловкой диавола, который хочет отвлечь христианина от заботы по борьбе с грехами и спасения души. Все, что исходит афедроном, является естественным процессом. В Постановлениях Апостольских мы читаем: «И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении от того, что сидят больше дома»6. Согласно этим мнениям, нельзя женщин ограничивать в благоугодных делах.

Преподобный Ефрем Сирин, говоря о евангельском событии, связанном с «кровоточивой женой», пишет: «Кто приходил к Нему, как к человеку, тот и ощутил в Нем прикосновение человеческого естества; а кто приходил к Нему, как к Богу, тот обрел в Нем сокровище врачевания скорбей своих… Сила, исшедшая от Него, была послана и коснулась оскверненного чрева, так однако, что сама не подверглась осквернению. Точно так же и Его Божество не было осквернено обитанием в освященном чреве, поелику дева и по закону, и кроме закона более свята, чем та женщина, которая излишеством своей крови вызывала отвращение… Враги Его хотели положить Его себе камнем преткновения, говоря: не знает закона, так как женщина, нечистая по закону, прикоснулась к Нему, и Он не отверг ея… Нет нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы»7. Здесь мы читаем о том, что нечисты поступки и грехи, которые вредят душе христианина, но никак то, что исходит по человеческому естеству. Здесь мнение святого Ефрема Сирина согласуется с воззрением на данный вопрос святителя Климента Римского.

Мы видим, что правила Православной Церкви и святых отцов говорят нам о невозможности женщин во время менструации участвовать в Таинствах Церкви — Евхаристии и Крещения, исключением могут быть только случаи смертельной опасности или хронические заболевания, которые провоцируют длительное кровотечение. О неучастии в других Таинствах Церкви упоминания мы не имеем.

Святой Иоанн Постник, подтверждая мнение святых отцов, так же говорит о невозможности принятия Святых Христовых Таин и вхождения в храм женщинам в период нечистоты: «В течении сущая жена, сиречь обычно свое имущая, не причащается в Пасху, дондеже очистится, ниже входит в церковь до семи дней…»8 По святому Иоанну Постнику, женщинам также нельзя в период месячных входить в храм в течение семи дней. В правила других святых отцов упоминания о невозможности входить в храм женщине, у которой происходит очищение, мы не находим. Мнение этого святого было связано с законом о нечистоте в Ветхом Завете: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего…» (Лев. 18:19), так как была опасность осквернить храм кровью в связи с тем, что в то время были не очень надежные гигиенические средства для женщин.

Далее мы читаем у святителя Григория Двоеслова, папы Римского, который, отвечая на вопрос архиепископа англов Августина, пишет: «Вопрос Августина: Может ли беременная женщина быть крещена, и, когда у нее родится ребенок, через дитя принять благодать Святого Крещения, дабы предупредить его возможную смерть? И через какое время ее муж сможет вступать с ней в сношение, и можно ли ей входить в церковь или принимать Святое Причастие во время месячных? Отвечает Григорий: Брат мой, я не сомневался, что ты задашь мне эти вопросы, и уже приготовил на них ответ. Не сомневаюсь, что ты просто желаешь, чтобы этот ответ подтвердил собственные твои мысли и предчувствия. В самом деле, почему беременная женщина не может быть крещена, раз беременность ее не грешна в глазах Всемогущего Бога? Ведь когда праотцы наши согрешили в раю, они лишились бессмертия, дарованного им Богом, но Господь не пожелал за этот грех истребить все племя людское. Лишив мужчину бессмертия за его проступок, Он оставил ему мужскую силу для продолжения рода. Так почему же то, что было даровано человеку самим Богом, должно препятствовать ему принять благодать Святого Крещения? Было бы крайне неразумно ставить это Таинство, изглаживающее всякую вину, в зависимость от подобной причины.

Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка. Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: „В болезни будешь рожать“ (Быт. 3:16). Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Ничто также не должно удерживать тебя от крещения родившей женщины или ее ребенка, если им угрожает смерть, хотя бы это было в самый час ее родов и его рождения. Ибо если милость Святого Таинства равно дается всем живым и здоровым, то тем более нужно без промедления даровать ее тем, кому угрожает смерть, из боязни, что, выжидая более удобного времени для приготовления к Таинству Воскресения, мы можем вовсе не дать их душе воскреснуть. Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9:20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и, если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Плоти и Крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это Таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?»9. Святитель Григорий пишет о предоставлении выбора самим женщинам: если они желают приступить к Таинству Евхаристии, то им не надо запрещать принимать Святые Дары невзирая на их нечистоту. Так же, как святитель Афанасий Великий, святой Григорий Двоеслов говорит, что месячные не греховны, так как это естественный процесс организма женщин.

В древнем христианском церковном памятнике Testamentum Domini nostril Jesu Christi, пишет М. Н. Скабалланович, сообщается о том, что: «Церковным вдовицам не дозволяется в период очищения приступать к алтарю»10. Снова мы видим запрет для женщин в период месячных касательно участия их в Таинстве Евхаристии.

Патриарх Сербский Павел написал книгу «Укрепляюсь только верой», в которой он поднимает вопрос о женской нечистоте. Он пишет: «Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходи-мой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении»11. Но насчет участия в Евхаристии Патриарх Павел пишет согласно учению всех святых отцов: «Причаститься в этом состоянии или, не-крещенная, креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься»12. Патриарх Павел Сербский не причислен к лику святых, предоставленная ссылка дается для рассмотрения тех источников, которые упоминаются в его книге.

В 2015 г. 2—3 февраля состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, на котором бы принят документ «Об участии верных в Евхаристии», в котором говорится: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием»13.

Практика, запрещающая женщинам во время месячных прикладываться к иконам, принимать святую воду, брать благословения у священника и участвовать в Таинствах Церкви, кроме Таинства Евхаристии и Крещения, имеет более позднее происхождение и не подтверждена ни правилами святых отцов, ни постановлениями Святых Соборов.

Относительно целования икон можно сказать, что все крещеные христианки носят на груди крест Христов и образа своих небесных покровителей, которые тоже освящены, как и иконы, и тоже являются святыней. Тогда, согласно мнению, запрещающему женщинам, находящимся в нечистоте, целовать иконы и прикасаться к святыням, что, нужно снимать крест и образа святых во время месячных? Преподобный Ефрем Сирин пишет о ношении креста следующее: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку — украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)»14. Преподобный Ефрем пишет о постоянном ношении креста невзирая ни на что, так как это является бессловесной проповедью об Иисусе Христе и защитой от «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

По поводу вкушения просфор и святой воды во время очищения у женщин не находим в истории правил святых отцов и постановлений Соборов каких-либо ограничений.

Постановления Апостольские. Сергиев Посад.: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 159.
Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 373.
Там же. С. 473.
Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 473.
Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 395.
Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 161.
Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения. Т. 8. Сергиев Посад: С-ТСЛ, 1995. С. 100–118.
Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса: 1872; М.: 1897. С. 247.
Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001. С. 33–36.
Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев., 1910. С. 94.
Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 328.
Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 329.
Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12.05.2016).
Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003. С. 108.
Список литературы

Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008.
Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001.
Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992.
Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12.05.2016).
Павлов А. Номоканон при большом требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса, 1872; М.: 1897.
Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четверо-евангелие // Творения. В 8 т. Т. 8. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1995.
Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003.
Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010.
Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910.

Текст взят с http://www.mepar.ru/library/vedomosti/96/2316/
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...