Приводим выдержки из интервью, касающиеся пенсионеров и пенсионной системы.
- Есть оценки Пенсионного фонда, которые говорят, что около 20% трудоспособного населения находятся в «тени» и за них не уплачиваются страховые взносы.
- Если из трудоспособного населения, за которое не уплачиваются страховые взносы, вычесть зарегистрированных безработных, мам, которые ухаживают за детьми до трех лет, студентов, инвалидов, военнослужащих, то получится порядка 15 млн человек. Это очень большая «черная» зона. И когда мы говорим, что у нас низкие пенсии, то нужно понимать, что за этих 15 млн людей работодатели вообще не уплачивают страховые взносы. Плюс многим оставшимся зарплата выплачивается частично в конвертах. Представляете, какие это потери?! Очень сложно в такой системе платить достойные пенсии, потому что они являются производными от зарплат. Так что ключевая задача - обеление рынка труда.
- Разными. Во-первых, недавно репетиторов, нянь, помощников по дому освободили от налога на доходы физических лиц, а их работодателей (нанимателей) - от уплаты страховых взносов. Посмотрим, будет ли эта мера действенной. Во-вторых, у нас сильно развит наличный оборот, особенно в торговле, строительстве, сфере услуг. А в Европе вы этого не увидите. Там практически все идет через безналичный расчет. Меньше возможностей уклоняться от налогов, потому что все транзакции отслеживаются. Постепенно к этому двигаемся и мы. В-третьих, нужно объяснять, почему нужно работать легально. Многие говорят: зачем мне платить страховые взносы, государство все равно обманет, просто в банк положу эти деньги. Но у нас же солидарная система: одно поколение работает, платит со своей зарплаты страховые взносы, а другое, которое уже этот путь прошло, получает пенсии из этого источника. Другими словами, такой человек не участвует в обеспечении своих собственных родителей. Это правильно? Думаю, что нет. То же самое с бесплатным здравоохранением: все пользуются бесплатными услугами поликлиник, но взносы в ФОМС нелегально работающий не платит. Получается, что официально работающие оплачивают медпомощь за скрывающих свои доходы. Это несправедливо.
- У нас труд свободен. Человек может легально не работать, если у него есть такая возможность. Идея в другом. В несправедливости по отношению к тем, кто работает официально: у станка, в поле, в институте, в больнице. Согласитесь, неправильно, если эти люди оплачивают бесплатную медицину за того парня, который не платит страховые взносы.
- Либо меньше, либо объем бесплатных медуслуг был бы другим, либо пенсия у ваших родителей была бы выше. Это очень важный сигнал, который должны все услышать. Информационные системы сейчас серьезно развиваются. Мы видим всех, у кого есть имущество, транспортные средства, при этом за них не уплачиваются страховые взносы. Мы сведем базы и сделаем выводы. Когда закончим этот процесс, то перенастроим системы адресной помощи, различные пособия по нуждаемости, предоставление госуслуг и прочее. Невозможно жить в обществе, пользоваться всеми его услугами, но ничего не платить.
- Есть разные способы. Когда мы в прошлом году в регионах эти конструкции потихоньку отрабатывали, то собрали только в Пенсионный фонд дополнительно за счет сверки баз порядка 20 млрд рублей.
- Мы пробовали такую схему. В 2005 году снизили ставку взносов в Пенсионный фонд с 28 до 22%. И если до этого ПФР сам себя обеспечивал, то после этого понадобились трансферты из федерального бюджета (то есть, теперь бюджет вынужден перечислять ПФР часть денег, чтобы компенсировать недостачу).
- Доходы населения росли благодаря высоким ценам на нефть. Но никакого резкого выхода из тени и повышения собираемости не произошло. На мой взгляд, нужно стимулировать граждан трудиться легально. Если бы все трудились легально, то и, допустим, в пенсионной системе было бы больше средств: одно дело - получать на пенсии 7 тысяч рублей, а совсем другое - 20 тысяч.
- «Старые» пенсии действительно такие. Это остатки советского стажа и наследие предыдущей пенсионной системы. У новой - совсем другие правила, и по ним дифференциация в пенсиях будет существенно расти. Суть пенсионной реформы 2015 года как раз в том, чтобы от легальной зарплаты и продолжительности стажа зависело гораздо больше. Именно это мы и пытаемся донести до наших граждан. И даем возможность все это контролировать самому.
По действующей пенсионной формуле те, кто долго работал, стремился повысить квалификацию, увеличить заработок, выиграют. Те же, кто не выработал минимальный стаж, необходимый для получения страховой пенсии (увеличивается ежегодно, в 2017 году это 7 лет, с 2025 года и далее - 15 лет), смогут рассчитывать лишь на социальную пенсию.
- Молодые люди то же самое скажут - мол, не могут устроиться на работу, потому что опыта нет. Я исхожу из того, что в каждом конкретном случае могут быть проблемы. Где-то не стыкуются потребности в заработной плате, месте работы и жительства. Но всегда можно найти выход. В большинстве случаев это зависит от позиции конкретного человека. И от того, что он умеет. У меня есть несколько сотрудников, которым уже к 70 годам. Скоро у них возможности на госслужбе работать не будет, и я с ужасом жду этого момента. Они работоспособны и обладают такими знаниями, каких у молодых людей не может быть. Они фору дадут кому угодно с точки зрения активности и продуктивности. И еще надо понимать, что мы живем в другом обществе. Все меняется очень быстро. Жизнь показывает, что темп этих изменений становится сумасшедшим. Надо к этому готовиться, воспринимать как должное. И постоянно учиться, учиться и учиться.
Я думаю, было бы справедливо при каждой очередной пенсионной реформе применять её к тем людям, которые начинают трудиться после этой реформы, заранее зная все правила и соответственно планируя свою жизнь. "Предыдущая пенсионная система", хороша она была или плоха, но давал возможность людям, честно отработавшим свой трудовой стаж, получать более-менее нормальную пенсию, а не нищенское пособие, как сейчас. И мы, те кто половину своей трудовой жизни проработали при старой пенсионной системе, тоже рассчитывали в начале трудового пути и строили его соответственно. Менять правила на середине дороги, причём в худшую сторону, - это даже не знаю, как можно прилично назвать.
А уж "перлы" министра о том, что миллионы женщин, растящих детей, студентов, инвалидов и военнослужащих не дают остальным получать достойную пенсию - это вообще без комментариев. Размер назначаемой пенсии уменьшается с каждым годом - это по официальной статистике - люди все больше и больше ленятся, такова версия министра? Думаю все же, размер пенсии вычисляется соответственно закону - выходит закон так составлен, что при той же работе с каждым годом новые пенсионеры получают меньшую пенсию.
- 1) Страховой взнос пенсии по индивидуальным сведениям застрахованного лица за 1999- 2001 год учитываемые при назначении пенсии по форме СЭВ-3, страховой взнос начисленный и уплаченный до 01.2002 года на сумму 126856,13 руб. (1999год 22580,84 руб.,2000год-44476,50руб., 2001год-59798,79руб.) с учетом индексации 6,2685 (1,307*1,177*1,114*1,127*1,16*1,204*1,269*1,1427*1,088*1,065*1,066)= 795197,65 руб./228=3487,71руб.-неучтенная сумма страхового взноса
-2) Среднемесячная заработная плата за 2000-2001 годы по индивидуальным сведениям 20800р. при среднемесячной зарплате по стране РФ 1671р. Для установления размера страховой части трудовой пенсии установлен по статье 30. п.3 Закона 173 ФЗ по методике расчета ПФР применено отношение заработков 1.4, как МКС территориальным условиям проживания на 31.12.2001 года МКС. 1,9. Коэффициент 1,4 З/Р/ЗП в повышенном размере без применения районного коэффициента, установленный в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей без применения районного коэффициента в разрез Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» пункт 3 статья 30 (Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей). В моем случае, при расчете отношении заработков не применен районный коэффициент, то есть:
вместо 883,46 по моим подсчетам должно быть 1236,84 Пояснение: (0,57*1,4 повышающий коэффициент*1671) =1333,46[(1333,46-450)*1,4 районный коэффициент для рабочих и служащих непроизводственных отраслей]=1236,84 *228=281999,52 вместо 201428,88 плюс сумма Валоризации 21% (59219,90-42300,06=16919,84) 341219,42 -243728,94=97490,48*6,2685=611119,08/228=2680,35-заниженная сумма ПК по зарплате
Итого окончательно разобраться по расчету своей трудовой пенсии по старости - вывод: трудовая пенсия страховой части по методике ПФР первоначальный пенсионный капитал очень занижается до 01.01.2002 года, хотя у меня была зарплата в повышенном размере. (Уравненный повышенный размер зарплаты без районного коэффициента) и страховые взносы начисленные, уплаченные в лицевой счет Пенсионного фонда РФ с 1999 года по 2001 годы, страховые взносы РПК на 01.01.2002 года не включены при расчете размера пенсии. Мои ожидания перерасчета размера пенсии по 400фз, но увы…
Если я ошибаюсь, пожалуйста, мне разъясните и поясните, где я не так понимаю?
У вас несколько неверные представления о принципах формирования величины пенсии за период до 2002 года. За период до 2002 года величина страховых взносов не учитывается вообще никак, а учитываются годы стажа и величина среднемесячной зарплаты за 2000...2001 годы или за любые 60 месяцев подряд до 2002 года. Чтобы вам стало понятно лучше прочитайте о правильной методике(идеологии) расчета пенсии до 2002 года статью здесь на этом сайте .
В вашем вопросе много мелких неточностей. Например:
_1. Форма СЗВ-3, а не СЭВ-3 .
_2. Коэффициент 6,2685 не существует (непонятно где вы его взяли) .
_3. (1,307*1,177*1,114*1,127*1,16*1,204*1,269*1,1427*1,088*1,065*1,066) в этой цепочке коэффициентов последний коэффициент = 1,066 вообще не имеет отношения к коэффициентам индексации РПК до 2002 года. 1,066 - это индексация на 6,6% уже назначенных пенсий с 1 февраля 2013 года .
_4. Среднемесячная заработная плата за 2000-2001 годы по стране РФ не 1671 руб, а 1494,5 руб .
В отношении применения северных и районных районных коэффициентов в реальных расчетах ПФР ничего сказать не могу. Такое ощущение, что эти коэффициенты надо выбивать из ПФР "каленым железом". Некоторые это делают через суд.
На этом сайте есть небольшие справочные материалы по северным и районным коэффициентам.