Отвечая на вопрос ведущего о прошедшей недавно оценке эффективности государственныех ВУЗов, министр сказал, что одним из показателей эффективности ВУЗа является - цитата:
"... общий объем доходов ВУЗа, приходящийся на одного преподавателя. Ну что это такое по существу? Это уровень зарплаты преподавателя. Давайте себе представим, Московский ВУЗ, зарплата преподавателя средняя – между 20 и 30 тысячами рублей. Как это назвать? (возмущенно – прим. ред.) Понимаете, у меня есть несколько версий того, чем это может объясняться.
Версия первая – это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги.
Версия вторая – это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких ВУЗах, перебегая между ними.
Версия третья, что они просто, ну скажем так, перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов, мягко говоря."
Давайте разберемся. Вначале о "среднем 20-30 тысячном доходе", в нескольких, по мнению министра, нетипичных и отстало-неэффективных высших учебных заведениях Москвы. В других - нормальных, которых по мнению. министра большинство (см. ниже продолжение интервью), оклады значительно выше - 50-60 тысяч.
Наш опрос педагогов 15 Московских ВУЗов, как обычных, так и ВУЗов, имеющих статус Национальных исследовательских Университетов (НИУ), таких как МГУ, МФТИ, МИФИ, ВШЭ и другие (там ставки в полтора раза выше, чем в обычных, не имеющих такого статуса), показал следующее
О каких 20-30 тысячных заработных платах толкует министр? Он что - не в курсе реального положения дел в системе, которой ему поручено управлять? Или его так информируют? Или это опять неистребимая потребность выдать желаемое за действительное? А может быть это лукавый подсчет "средних"?
Поясним, для непосвященных - среднее значение (зарплат, доходов, температуры по больнице) очень часто не характеризует, а искажает реальное положение дел. Приведем два примера. Возьмем, ну допустим, 5 работников ВУЗа с заработными платами (тысяч рублей в месяц)
6 | 9 | 12 | 15 | 18 |
Если для них вычислить среднюю заработную плату (сложить все зарплаты и поделить сумму на количество работников), то получим среднюю величину - 12 тыс. руб. Для такой выборки средняя действительно адекватно характеризует уровень зарплат данных педагогов.
Если, один из этих работников - декан, проректор или ректор с заработной платой существенно большей, чем у остальных - ну, например, равной 100 тыс. рублей:
6 | 9 | 12 | 15 | 100 |
то если мы опять сложим все заработные платы и разделим полученную сумму на 5 человек, то средняя зарплата окажется равной 28400 рублей. А если не скромничать и положить заработную плату декана, ректора, проректора равной, допустим, 300 тысяч, то средняя заработная плата коллектива составит 68 400 рублей (!) и ВУЗ сразу перейдет в разряд высокоэффективных.
Именно поэтому во всем мире, чтобы не дурачить людей, при подобных оценках используют не среднее значение, а медианное (срединное) значение, делящее выборку пополам - половина выборки (50 %) превышает это значение, а у другой половины значение показателя меньше, чем медиана. Во втором примере таким медианным значением будет 12 тысяч - у половины педагогов зарплата выше, а у другой половины ниже этой цифры. И. несмотря на дикое неравенство, медиана не искажает, а отражает реальное положение дел.
Единственным ВУЗом из опрошенных нами, в котором реальная заработная плата составляла 50-60 тысяч рублей и более, оказалась Высшая школа экономики.
Теперь о версиях министра по поводу причин такой низкой, по его мнению, и недостижимой сегодня для большинства педагогов, заработной платы.
"Версия первая – это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. "
Наверное вы правы, господин министр. Если заработную плату, которую министерство платит своим специалистам, считать мерилом квалификации, компетентности и полезности, то сегодня, вы поручаете образование нации людям:
- в 1,5-2 раза менее квалифицированным, полезным и компетентным, чем уборщица,
- в 2,5 – 3 раза менее квалифицированным, полезным и компетентным, чем охранник, водитель и рабочий,
- в 3-5 раз менее квалифицированным, чем парикмахер, полицейский и бухгалтер
Однако, это с вашей точки зрения. Может быть вы не в курсе, но сегодня реальное образование в стране обеспечивают в основном "осколки империи" - старики и близкие к ним по возрасту. Это настоящие, а не новодельно-перестроечные "кандидаты" и "доктора" наук. Это остатки по-настоящему высококвалифицированных, получивших звания и степени педагогов и ученых в условиях той, ранее существовавшей настоящей науки и профессиональной среды, востребованные всегда и всюду (попробуйте-ка найти сейчас педагога по естественно научным дисциплинам, например). У большинства из них нет ни сил ни желания менять профессию. Многие уже даже на пенсии. Но они и никто другой сегодня обеспечивают высшее образование в стране. Других просто нет. Двадцать постперестроечных лет и ваша, в том числе, работа в Министерстве сделали то, что сделали.
Версия вторая – это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких ВУЗах, перебегая между ними.
Так оно и есть. Только у тех, у кого физически на это пока хватает сил. Да и вам ли не знать об этом - постоянно совмещавшем не одну должность.
Справка: Ливанов Дмитрий Викторович - С 1992 года работает в Московском институте стали и сплавов (МИСиС). В 1992 — 2000 годах — на должности научного сотрудника, старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории синтеза, доцента на кафедре теоретической физики.
В 1997 — 2000 годах – заместитель проректора по научной работе, 2000 – 2004 годах – проректор по международному сотрудничеству; по совместительству – профессор кафедры теоретической физики. С апреля 2004 года — профессор кафедры металловедения цветных металлов (по совместительству).
В 2004 — 2005 годах — возглавлял департамент государственной научно-технической и инновационной политики в Министерстве образования и науки РФ. 2005 — 2007 годах — статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ.
Версия третья, что они просто, ну скажем так, перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов, мягко говоря."
Все преподаватели, у которых заработная плата 20-30 тысяч рублей по версии министра - взяточники и мздоимцы. Тут просто нечего ни сказать, ни прокомментировать. Бог вам судья, Дмитрий Викторович.
Понравился и вот этот фрагмент ответа министра Сергею Брилеву:
"Мы действительно хотим, чтобы каждый студент, приходя в высшее учебное заведение, знал, что его будут учить талантливые, квалифицированные, мотивированные педагоги. Вот это, мне кажется, самое важное."
Ну так за чем дело встало? Кто мешает промотивировать молодежь и таланты идти и преподавать в ВУЗы? Сегодня мотивом, помимо научного интереса является только одно - уровень заработной платы. Почему этого не сделано? Или вы полагаете, что дело можно заменить словом? Сказано ведь и давно - "по плодам судите..."
В заключении интервью Сергей Брилев спросил министра -
"Вам же сильно досталось от Путина в сентябре как раз за отсутствие повышения зарплат профессорско-преподавательскому составу в проекте бюджета. Эта проблема разрешена?"
Дмитрий Ливанов: "На сегодняшний день в бюджет на 13, 14 и 15 годы заложены деньги, достаточные для того, чтобы очень серьезно повысить зарплату преподавателям в наших высших учебных заведениях. Я думаю, что проблема решена, но здесь очень много зависит от руководителей наших ВУЗов. У нас и здесь тоже очень неоднородная ситуация.
Я уже приводил пример, что в Москве у нас есть ВУЗы, у которых средняя зарплата преподавателей от 20 до 30 тысяч рублей, что просто вот меня возмущает! Такого быть, конечно, не должно. А есть вузы, находящиеся в тех же самых экономических условиях, готовящие по близким направлениям подготовки, получающим примерно такие же государственные деньги, в которых заработная плата 50 и 60 тысяч. Поэтому здесь очень важно качество управления на уровне университетов."
С.Б. "То есть вот вы-то деньги выдадите, вопрос в том как их потратят в конкретных ВУЗах."
Д.Л. "Конечно."
Остался месяц. Посмотрим. Но судя по ответу, само министерство не хочет решать эту проблему и опять все спустит на уровень ВУЗов, назначив их при необходимости виновными.
P.S. Где бы найти еще одного С.К. Шойгу для подъема и спасения Высшего образования в стране?