СОЮЗЫ БЕЛОГО ДУХОВЕНСТВА НА БАЛКАНАХ В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

СОЮЗЫ БЕЛОГО ДУХОВЕНСТВА НА БАЛКАНАХ В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

Навыки и чувства, навеянные веками турецкого и фанариотского ига, остались в духовенстве по закону инерции и тогда, когда это двойное иго исчезло, и епископат сделался славянским. При выработке церковного строя новых автокефальных славянских церквей, белое духовенство позаботилось, чтобы та не совсем каноническая автономия его от епископов, которая прежде находила себе и объяснение и оправдание в борьбе за освобождение от агарянского и фанариотского ига, была закреплена за ним законом, и в значительной мере добилось этого при поддержке солидарных с ними мирян, и уставы церквей сербской, болгарской, карловицкой, далматинской, действительно, слишком ограничивают власть епископов, установляя, например, запрещение перемещать священников без их согласия, устанавливая выборное начало во всех инстанциях церковного управления и т.д.

Но белое духовенство не ограничилось и этим, а опираясь на предоставленные ему законом права, стало добиваться бо'льших, иногда даже, так сказать, явочным порядком. Сначала епископы находили себе опору в высшей церковной власти - в архиерейских соборах и синодах, но и белое духовенство в свою очередь вскоре создало свои центральные органы компетенция которых вышла за границы отдельных епархий и простерлась на целую поместную церковь. Такими органами явились союзы белого духовенства. Первый такой союз образовался 20 августа 1889 г. в Сербии, а по его примеру подобные союзы образовались и в соседних странах - в Болгарии (в 1903 г.), Боснии и Герцеговине (14 ноября 1906 г.), в Карловицкой митрополии, в Далмации (23 ноября 1909 г.). Находя себе энергичную поддержку в молодых славянских парламентах, союзы начали борьбу уже с сами синодами и соборами и ведут ее и до настоящего времени с переменным успехом.

- С.В. Троицкий. Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...