Правила, которых желательно придерживаться во время полемики с мусульманами.

13:16
Правила, которых желательно придерживаться во время полемики с мусульманами.

1) Следует знать, что ислам состоит из 3-х основных течений. Так, если оппонент не полностью раскрывает свою позицию, то можно попросить уточнить его принадлежность к тому или иному направлению внутри ислама: суннитам или шиитам, а также сравнительно недавно возникшим ваххабитам (учение в рамках суннизма).
Расхождения между этими направлениями подчас столь серьезны, что позволяют их адептам не только употреблять слово «неверный» по отношению к инакомыслящему мусульманину, но даже считать возможным его физическое устранение, если это служит «во благо» своему направлению.

Вероучение ислама содержится в 6 столпах веры:
1. Вера в Аллаха (ат-Таухид)
2. Вера в ангелов Аллаха (маляикат)
3. Вера в Писания Аллаха (китаб)
4. Вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа)
5. Вера в предопределение Аллаха (къадр)
6. Вера в будущую жизнь (ахъират)
Эти шесть столпов веры – это очень грубые мазки, поэтому спорить придётся с многочисленными частными мнениями исламских теологов, да ещё и разной степени авторитетности.


2) Следует помнить, что современный российский ислам – возрождающаяся религия, поэтому многие российские мусульмане не обладают всесторонней информированностью о своей вере. Большое количество исламской теологической литературы остается непереведенной. Поэтому, полемизируя с православными, мусульмане сами часто не осознают, что отрицаемые ими или утверждаемые ими тезисы воспринимаются исламом несколько иначе и должны быть подтверждены теологическими авторитетами.
Например, мусульманин может активно критиковать почитание святых в Православии и не знать, что суннитский и шиитский ислам допускают культ святых, в том числе в виде молитвенного обращения к ним и почитания их могил. Так, мусульманин может утверждать свободу воли человека вслед за несколькими модернистскими сайтами, но не знать, что такие утверждения противоречат строгому исламскому учению о предопределении.

3) Ислам исповедует абстрактный монотеизм. Этот факт не является открытием ислама, ещё задолго до его появления было известно "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.(Иак.2:19)", т.е. это хорошо, но недостаточно, для исполнения Его воли.
При обсуждении вопроса о едином Боге следует помнить, что ислам категорически отказывается признать духовную природу Бога, отрицает, что Бог есть Дух. Ислам приписывает Богу человекоподобные атрибуты слуха и зрения, не принимаемые православным богословием, допускает наличие у Бога рук, лика, ног, хотя и не таких, как у творений. Это говорит о том, что Аллах не может соединяться с человеком, жить в его сердце, просвещать своей благодатью.
Согласно исламскому вероучению Аллах является творцом и добра, и зла.

4) О священной книге мусульман - Коране.
В одной из первых книг Ветхого Завета есть заповедь, которая является пророческим предостережением против против поиска книг на небесах:

11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
12 она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
13 и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
14 но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Второзаконие(30;12)

Ещё одна цитата:
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. (Гал. 5:4)

а) Не стоит тратить время на поиск противоречий в Коране. Это бесплодный путь, вас закидают сотнями страниц текста с согласованиями противоречий:
- за более чем тысячу лет с момента написания этой книги, исламские теологи составили многочисленные толкования расхождений в тексте; одним из способов преодоления противоречий является теория насха (1) - отмена одного постановления или указания Аллаха на другое, которое было составлено после него;
- Кораном считается книга, написанная исключительно на арабском языке, следует учитывать, что любой критик будет уловлен многозначным переводом некоторых слов и выражений;
- Коран - всего лишь книга, если люди упорно верят в её истинность, то какой смысл искать нестыковки в тексте? Важнее другое: какое отношение имеет эта книга к Богу, что нового она принесла через 8 веков после Евангелия, что нового в отношениях Бога и человека она возвестила?
- Коран содержит взаимоисключающие тезисы, которыми нужно хорошо владеть для дискуссии.

Сравнивать Коран нужно не с Ветхим Заветом, как это любят делать мусульмане, а с Новым, в котором мы живём.

(1)Поскольку вопреки содержащемуся в Коране утверждению, будто в нем нет противоречий (4:84), их в нем немало, в том числе по вопросам не только религиозного, но и законодательного характера, то для устранения этой "неувязки" еще в средние века была создана богословская теория "насх" ("отмены"). Она делит все аяты Корана на "отменяющиеся" ("насых") и"отмененные" ("мансух") и насчитывает в нем 225 противоречий. Согласно этой теории, 40 сур Корана (то есть более трети всех глав) содержат отмененные аяты. Объяснение противоречий в такой несотворенной истине, как Коран, богословы ищут в его же аятах, в одном из которых сказано: "Когда мы отменяем какое-либо знамение (аят. - Л.К.), или повелеваем забыть его: тогда даем другое, лучшее того, или равное ему" (2:100)

б) Следуя исламу, необходимо верить в несотворенность Корана. Подчеркнем, что на какие бы уловки не пускался в данном вопросе образованный мусульманин, он все равно останется перед грубым антропоморфным утверждением - Коран вечен. Это объясняется очень просто. В исламе нет учения о Божественном Слове как Боге, Особой Божественной Ипостаси. Ведь если признать Божественное Слово Самим Богом, то любой священный текст может быть только тварным. Даже если его изначальные смыслы божественны, нетварны, то они остаются в Самом Боге, а не превращаются в тварную книгу. Ведь смыслы есть мысли ("смыслы" означают "мысли", "мышление") чьего-то ума. Для сравнения, человеческие мысли есть внутренние слова человеческого ума, которые он сам себе произносит. Человек может выразить свое мышление (внутреннее слово) в книге, но его мышление всегда останется при нем, а не станет от этого книгой. Если другой человек захочет в совершенстве уразуметь мысли автора книги, то одной книги уже недостаточно, надо обратиться к самому автору. Если же он умер, то дать точную интерпретацию смыслов книги уже невозможно. Поэтому существуют целые науки о понимании текстов (например, герменевтика).

Чтобы точно уразуметь содержание книги, надо иметь ее автора рядом, чтобы он тебе лично объяснял ее смысл.
Но Бог не умирает, Он Вечно Живой, поэтому для разъяснения Библии надо обращаться к Нему Самому. Божественная Мысль - Мысль Вечного Божественного Ума, Его Нетварная Речь, Несозданное Слово. Несозданная Речь Бога и есть Сам Бог, а значит тварный текст остается тварным текстом, а Нетварный Бог остается Нетварным Богом. Поэтому Библия христиан тварна, хотя и дана по вдохновению свыше от Нетварного Божественного Слова. Чтобы понять Священное Писание христиан необходимо Божественное действие Святого Духа, просвещение Свыше от Самого Бога. Без Божественного просвещения одни человеческие усилия в чтении недостаточны. Много атеистов читало Священное Писание, но не они не смогли уразуметь, ибо одного человеческого ума здесь мало. Итак, недостаточно просто читать Библию, но надо просить у Бога даровать вразумляющую Божественную благодать Святого Духа на ее понимание. Только через действие Божественной благодати человек уразумеет Писание, и только через действие Божественной благодати может стать христианином.

Это и есть истинный монотеизм. В противном случае надо верить в мусульманскую "Мать книги", то есть придавать Богу сотоварищей. Такая вера - не монотеистическая. Она широко распространена, например, в индуизме, где Веды существуют вечно. Поэтому тезис многих мусульманских акыд "Коран - несотворенная речь Божья" есть положение языческого миропонимания, а не монотеистического миросозерцания. Последовательный и строгий монотеист всегда способен отделить тварную книгу от Вечного Нетварного Бога.

5) Основатель ислама Мухаммед, кто он?

а) Не Бог (это подтвердят и мусульмане);
в) Не Богочеловек (аналогично);
г) Может ли Мухаммед считаться пророком?
Нет, т.к.
- он родился уже после после Боговоплощения (последним пророком был св. Иоанн Предтеча);
- ничего нового для спасения человечества он не принёс;
- его нравственный облик не соответствовал пророческому и евангельскому;
- нет никаких доказательств того, что он послан Богом.

Примечания:
Критиковать жестокость Мухаммеда в отрыве от тезиса о нравственном облике пророка смысла не имеет.
В полемике необходимо указать мусульманам, что некорректно сравнивать Мухаммеда с ветхозаветными пророками, т.к. он жил уже во времена Нового Завета.

От кого получил Мухаммед откровение, сказано у апостола Иоанна Богослова: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога...". (1Ин.4:1-3)


6) Для мусульман логика – второй после Корана критерий истины. Всё должно быть понятно и логично.
То, что Бог может быть по Своей сути выше нашего понимания для рядового мусульманина нонсенс. Несмотря на то, что любой мусульманин считает себя не сыном, а именно рабом Бога, гордыня, основанная на собственном уме – неизбежный атрибут их веры.
Поэтому и их духовными учителями являются не просвещённые Божественной благодатью, а «исламские учёные», т.е. теоретики. Также они активно пытаются использовать научные или псевдонаучные аргументы в религиозной полемике.


7) Ислам содержит ряд нравственных норм неприемлемых для христианства: возможность в критической ситуации на время отказаться от своей веры, лукавство во имя их веры. Что касается второго, то тщательно проверяйте цитаты ваших оппонентов и обращайте внимание на авторитетность их авторов для мусульман.


8) Молитва. Ислам обязывает своих последователей творить только обязательную молитву. Если Вам будут говорить, что существует дуа - молитва, которую можно творить в любое время, то это лукавство, т.к. дуа не является обязательной для мусульманина.
«То, что называют молитвой мусульмане, совершенно не тождественно тому, что понимают под молитвой христиане. Если в православном христианстве под молитвой понимается живое общение, личный разговор человека с Богом, и именно факт этого непосредственного личного общения составляет смысл молитвы, то, с точки зрения ислама, молитва – раз и навсегда жестко закрепленный ритуал, состоящий из чередования одних и тех же неизменных поз и фраз исключительно на арабском языке… Малейшее нарушение ритуала делает молитву недействительной. Личные прошения позволяются после совершения необходимого ритуала, но это не необходимо и, согласно исламу, не есть то, что делает молитву молитвой» Ю. Максимов.

Попытки сравнить намаз с христианской Литургией нелепы, т.к. Литургия - это именно общественное богослужение (её не может совершать один человек), кроме того - это не личная молитва и не просто молитва, во время Литургии совершается важнейшее Таинство Церкви - Евхаристия.
Существуют 3 чинопоследования Литургии в течение года, в православных церквях других стран чинопоследование может быть несколько иным, тут нет канцелярского подхода.
И самое важное, - во время общественных богослужений (Литургии, вечерни, утрени...) только хор и священнослужители поют и возглашают определённые молитвословия; верующим никто не запрещает молиться самостоятельно, даже иногда рекомендуют творить иисусову молитву в это время!
Язык служения Литургии зависит от страны, т.к. Бог понимает любой язык...

Попытки сравнить намаз с утренними и вечерними молитвами христианина также не выдерживают критики, т.к. мы можем использовать в это время разные молитвословия, мы не стеснены временем их совершения, одеждой, позами и т.п. Никакие внешние формальности не могут сделать обращение к Богу "недействительными", как это считается в исламе.

«Нравственного значения магометанские обряды не имеют никакого. У мусульман, как у древних язычников римлян, считается нравственным тот, кто в точности исполняет обряды веры». Священномученик Александр Миропольский

Тем не менее, многие мусульмане душою чувствуют Истинного Бога (даже отвергая Его во Христе) и стараются от всего сердца Ему молиться, получая утешение от такой молитвы, этим фактом отвергая установки исламских богословов о преимуществе Закона над благодатью.

Юрий Максимов, религиовед:
Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается в общем-то почти всех религий, но ислама — особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», — христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание. Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!
Душа в исламе называется нафс. Нафс — это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «...ведь душа побуждает ко злу...» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.
Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный — открывший путь всем последующим грехам. По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах — равно источник и добра, и зла.
В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех — это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершенных грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.
Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...