Инволюция от паламизма к неоплатонизму. ( нашел на фб) Экклезиологическое учение экуменизма погрешает против Православия в том, что по утверждению его представителей, предполагается, будто бы вне Церкви Христовой, - в некоторых еретических сообществах и расколах, - остается «частичная благодать». Якобы в подтверждение этому приводится каноническая практика некоторых Поместных Православных Церквей о принятии еретиков и раскольников вторым или третьим чином присоединения (а, в некоторых случаях, священников принимают даже и в сущем сане). Сопровождается все это, как правило, туманными рассуждениями о том, что – да, действительно, еретические догматы приводят к потере благодати, но насколько происходит эта потеря – неизвестно. Какая-то благодать все равно остается. Более того, наличие благодати даже ставится в некоторую неопределяемую зависимость от ереси. Чем больше принимается ложных еретических догматов, тем меньше остается благодати… Назовем это, условно говоря, «Теорией постепенного убывания благодати». Однако, по учению свт. Григория Паламы, благодать – есть нетварная божественная энергия, нераздельная и неслиянная с самой Сущность Божией. То есть благодать – это есть сам Бог вне своей Сущности. «Божественная Энергия неотделима от Божественной Сущности, она есть Сам Бог действующий. Отличать Божественные энергии от сущности, не значит делить Бога, потому что одно и другое есть два образа одной и той же жизни Бога» (Св. Григорий Палама Триады М., 1996. С. 67.) Бог же всегда пребывает «везде и всецело» по преп. Иоанну Дамаскину. Бог не бывает частичным, как не бывает частичной и благодать. Рассматривать же благодать в некоторых случаях, как частичные проявления Божества или постепенную эманацию Божества, - есть, ни что иное, как языческий неоплатонизм. Церковь Христова по дару Христа обладает всей полнотой даров благодати Святого Духа, как и сам Христос. Как, необладающий полнотой благодати христос, – это не Христос, так и, необладающая полнотой благодати церковь, – это не Церковь. Если какая-либо из бывших Поместных Церквей в официальном вероучении уклоняется в ересь, то происходит ее полное, а не частичное, оставление Богом. Из Церкви Христовой Она превращается в безблагодатное сборище. Никакой эманации благодати (Божества) не существует. Акцентируем внимание на то, что здесь речь идет исключительно о спасительной благодати, которая усваивается верующими в таинствах Святой Церкви. Призывающая благодать есть везде, она остается не только в еретических и раскольнических сообществах, после отпадения их от Церкви, но присутствует даже у явных язычников, однако, она лишь призывает ко Христу - в Церковь Христову, вне которой спасения нет. Итак, благодать, как Бог, существует везде, только в Церкви она является спасительной, а вне Церкви – призывающей, так как только Церковь является мистическим Телом Христа, где осуществляется соединение с Богом по благодати посредством святых таинств. Что же касается наличия трех чинов присоединения к Церкви Христовой от расколов и еретических сообществ, то оно объясняются исключительно икономией, которая в разные исторические времена применялась по разному. На Афоне, например, католиков до сих принимают первым чином, то есть через крещение. При принятии вторым или третьим чином предполагается наличие правильной формы в том или ином расколе или еретическом сообществе – крещения или миропомазания соответственно, которые только при присоединения к Церкви (а не сами по себе вне Церкви!), становятся благодатными и спасительными таинствами. Т.о. «Теория постепенного убывания благодати», приводящая к «Теории ветвей», совершенно неприемлема для православного сознания, как чисто языческая по своей внутренней сути. Если же вопреки учению свт. Григория Паламы считать благодать тварной, то тогда, действительно, как любая тварь, она может быть поделена на множество разных частей. Здесь тогда появится достойное место и для «сверхдолжных заслуг», и много еще для чего. Однако будет отсутствовать самое главное – непосредственное и онтологическое соединение человека с Богом! Ориген же в свою очередь допускал соединение с Богом по самой Сущности, отождествляя т.о. Сущность Божию с благодатью. "Так как все мы каждый раз, когда думаем о Боге, связываем с этим именем какие–либо определенные представления, но представляем себе под этим именем далеко не все, чем Бог является, потому что лишь немногие из людей и даже, если я могу так выразиться, менее чем немногие постигают Его, во всех отношениях особенное существо..." (Трактат "О молитве", 24).Такое понимание не в меньшей степени является язычеством, так как рассматривает всех без исключения людей, как потенциальных богочеловеков, а Христа – как одного из них. Учение оригенистов-исохристов еще в древности было осуждено Церковью. Итак, «Теория постепенного убывания благодати» не приводит к спасению в православном понимании и по всему должна быть осуждена как ересь..