Идеалы среднего класса и хоровое пение

23:02

Идеалы среднего класса и хоровое пение.


Каждый раз покидая эту страну, я искренне говорю: Спасибо Германия!
Ты укрепляешь мой дух, питаешь мое тело, наполняешь нежностью мое сердце!
Ты учишь меня уважать себя! И уважая себя – уважать других!
Ты многое объясняешь мне в устройстве нашего мира! Та цивилизация, плодами которой мы с удовольствием или ворчанием питаемся каждый день, создана пресловутым «средним классом» лучшие представители которого живут, по моему субъективному мнению в Германии, а по мнению моей любимой подруги в Биарице ;))
Наш мир со всеми его совершенствами и проблемами – продукт жизнедеятельности среднего класса. В любой стране, начиная с эпохи буржуазных революций, средний класс это:
Идеалы (свобода, равенстово, братство, как пример)
Труд
Ответственность.
Только наличие этих трех ( триединство троицы) компонентов в структуре личности, а не вид деятельности или доход дает ей право принадлежать к избаранному сословию – сословию middle class.
Выбор сферы деятельности и последующие наличие дохода это следсвие, а не причина наличия идеалов. Выбор профессии доктора, позволяющей иметь собственную практику, машину, дом, счет в банке – следствие наличия идеалов помощи и пользы. Тот кто мечтает преобразовать мир и сделать его лучше для людей выбирает профессию инженера, тот кто пылает любовью к Богу – пастора, тот кто хочет украсить этот мир – художника. Доходы - следствие идеалов, а не их цель!
Я очень уважаю средний класс, особенно глубоко изученный мной средний класс Германии. Эти люди умеют отвечать за себя и не боятся взять не себя ответственность за других. Вершина развития – дома престарелых. Глядя на этих людей, которые построили современное благополучие Германии и во много Европы в целом, чьи дети обеспечивают самый высокий уровень производительности труда в Европе до сих пор, глядя на них, мне хочется «снять шляпу».
Ни одна девяностолетняя слепая, глухая, немощная пожилая фрау не выйдет к завтраку в несвежей блузке, желательно светлых тонов. Ни один почтенный Herr ... не появится на людях в брюках без стрелки и в невыутюженной сорочке, в нечищенных ботинках не в тон брюкам! Они до последнего часа участвуют в работе органов местного самоуправления, устраивают чаепития, а частенько и пирушки для друзей. Не забывают дни рождения правнуков и дни смерти супругов. Они трудятся не в меру, а сверх меры своих сил, чтобы сохранить уважение окружающих и чувство собственного достоинства. Улетая очередной раз, я смотрела из иллюминатора на тающие подо мной немецкие просторы и видела ухоженные, расчесанные поля, подстриженные леса и одетые в тон городочки.
А хоры! Это вообще что-то уникальное! Последний вечер своих очень коротких каникул я провела в церкви, где похоронен Лейбниц, на репетиции одного из самодеятельных хоров города Ганновера. Каждый вторник, в 19.30 начинается сбор «труппы». Проект уже десятки лет финансируется его участниками, ни одной марки ( как то не выговаривается ни одного евро) не поступает извне. Перед началом все 70 человек, получают ноты, сдают деньги ( около 20 евро в месяц) обмениваются новостями и мелкими подарками.
Ровно в 20 часов педагог – репетитор начинает распевать хор. 15-20 минут упражнений и место у рояля занимает хормейстер. Он получает от хора зарплату, контракт с ним может быть не продлен, он – для хора, а не хор для него. Но его власть в области репертуара, программы выступлений и прочих творческих вопросов никем не ограничивается.
Я наблюдала как 70 человек разных полов и возрастов от 18 до 80, в течении двух часов пели на восемь голосов хоралы Баха и реквием Мендельсона. Не просто пели, а работали над фразами, интонациями, в общем «делали музыку». Партиртуры они читали с листа!!! Перед началом им выдали ноты, что будут проходить на репетиции заранее не обуждается. Иногда хормейстер обсуждает ближайшие планы, но в целом хор работает без предварительной подготовки! Почти сто человек могут петь на каждый один из восьми голосов, не ошибаясь в ритме, считая паузы, вовремя вступая и не фальшивя! Окончившие музыкальную школу мои собеседики поймут, что это не просто. Ровно два часа длятся занятия. Потом кто-то спешит домой, кто-то остается пообщаться, но каждый уносит с собой по выражению моей подруги: «Полную голову музыки» и воодушевление, в не усталость. Несколь раз в год хор концертирует. Увы, большую и сложную программу обычно удается отпеть только один раз. Не потому что слушателей мало, а потому что хоров много! Одна из моих подруг участвует в двух. С одним они на неделю выезжали в курортное местечко на репетиции. Это не тусовка, под предлогом «попеть вместе» как бывает у нас. Это ежедневная работа по 4 часа до обеда и по 6 часов после, чтобы отточить сложный и редко исполняемый репертуар. Они готовят концерт в ноябре, для единственного исполнения малоизвестного произведения известного автора и известного произведения неизвестного автора. В этих хорах, типичных для Европы в полной мере отражаются три составляющие среднего класса.
Идеалы – искусство, классическая музыка или авторы определенной эпохи.
Труд – в любую погоду, после работы два часа интенсивной работы с полной отдачей.
Отвественность – перед собой за обязательное посещение, перед коллегами – за своевременное и полное внесение средств, перед хормейстером – за отсутствие фальшивых нот и пропуск пауз. Где каждый участник разделяет идеалы, готов трудится и несет ответственность например за копирование нот в нужном количестве, за наличие карандашей для пометок для всех, за уборку помещения после репетиции.
Другой пример – отношение к еврейскому вопросу. На уровне идеалов большинство немцев считают для себя обязательным помнить и чтить погибших в холокосте. В большинстве городов перед главным собором – памятная табличка с указанием числа погибиших в этом городе или просто в память о тех, кто родился под звездой Давида, а умер под свастикой.
Семидесятилетний жених моей шестидесятилетней подруги – журналист, гражданин маленького ( 20 тысяч жителей) городка около Ганновера, пишет историю пятидесяти (!!!) еврееев – граждан города в период второй мировой войны. Он знает, что до сего дня дожили только трое. Одни в Америке, один в Израиле, один в Брюсселе. Жизнь и обстоятельства смерти остальных документально прослеживается. Половина погибла в Райвенсбрюке,
Остальные рассеялись по миру. Никто из евреев – бывших жителей этого городка не вернулся на родину. Кто-то приезжал с визитом, но не пытался восстановить какие-либо связи с бывшими согражданами. Это не обида, это жизнь, она продолжается. Но краеведы этого города считают, что история холокоста в разрезе их маленького городка должна быть написана, не для бывших граждан –евреев, их это не очень интересует, а для самого городка, который когда-то семьдесят лет назад не смог защитить своих граждан и теперь считает свои долгом чтить их память.
В этом проекте также как и в хоре есть триединство.
Идеалы – это не должно повториться! Нет неофашизму в Германии!
Труд – сбор данных, библиотеки, архивы. Наш друг, возглавлющий этот проект, с радостью сообщил, что получил ответ из государственного архива Франции в Париже о наличии документов о судьбе одного из пятидесяти пострадавших евреев.
Ответственность – книга будет подготовлена и с дана в срок. Имя каждого из граждан города ерврейской национальности, проживавших в началу войны, будет упомянуто. Все возможные средства для получения необходимой иноформации будут использованы.
Восхищаясь моими немецкими друзьями, я ни на минуту не умоляю заслуги российского среднего класса. Сохраниться в условиях репрессий, расцвета и упадка застоя, не свободы и дифицита – не просто. Но на дачных участках маленького кооператива (то ли Академического то ли военного) в 20 километрах от Хотьково порядок как на немецкой кухне.
Идеалы – личная свобода и хоть какая-либо степень независимости.
Труд – каждый сантиметр земли на шести сотках возделан в соотвествии с некоторой концепцией хозяев. Если цветы, то особенные, если овощи, то элитные, если газон, то английский.
Ответственность – забор покрашен, охрана и чистка дороги оплачена, выборы правления – не пустая формальность, каждый сезон начинается с уборки, оканчивается – новыми планами на следующий сезон.
И главное, что отличает средний класс от низших и высших. Он воспроизводит себя и цель – именно воспроизводство.Представители низшего класса – мечтают вырваться и вырости до среднего. Высший класс – мечтает не потерять позиций (что редко удается во втором, третьем поколении). Среднему классу важно, чтобы дети разделяли его идеалы, были готовы к квалифицированному труду и имели привитое с детство чувство ответственности за свою жизнь.
Провожая меня в аэропорту, Кристиана просила передать привет и поцелуи моим сыновьям и передать им, что она очень гордиться и удоволетворена тем, что они научились отвечать за себя! Тем самым она хотела сказать: «Нашего полку прибыло!»
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...