Формулировка «и от Сына» (лат. Filioque, «филиокве») указывает на отношения между ипостасями Бога-Троицы — Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына. Эта формула начала распространяться в вестготской (долгое время арианской) Испании после V века и сама по себе не является проблемой с точки зрения православного богословия – она может быть истолкована приемлемым образом. Такое толкование предлагал в свое время преподобный Максим Исповедник: слова «от Отца и Сына» подчеркивают единство Отца и Сына между собой. Однако вскоре франкские богословы стали усваивать этим словам августиновский смысл – Дух исходит от Отца и Сына по самому происхождению, по началу существования, то есть и Отец и Сын — причина и источник существования Духа. С этого момента филиокве вошло в противоречие с православным учением о Троице (а соответственно, как показали позднее византийские полемисты, и с православной сотириологией — учением о спасении через обожение).
Первым против филиокве выступил патриарх Фотий в IX веке (с точки зрения догматики не имеет значения, что у полемики были также исторические причины). Его аргументы:
— При филиокве ипостасная особенность Отца изводить Духа усваивается и Сыну. Но испостасные особенности непередаваемы, они — то, что и должно различать ипостаси. Филиокве таким образом смешивает Отца и Сына («полусавелианское чудовище», криптомодализм), а Духу отводит функциональную роль связи между Отцом и Сыном, то есть ставит под сомнение реальное различие ипостасей в Троице.
Если совсем просто: Дух исходит от Отца. Если Дух исходит еще и от Сына, значит ипостаси Отца и Сына не отличаются в этом пункте. А должны.
— Выражение «от Отца через Сына» и подобные, которые встречаются у святых отцов, следует понимать не во внутритроичном, а во внешнем по отношению к Троице, икономическом, смысле: Дух не происходит и от Сына по бытию, а посылается через Него и Им твари. Кроме того, у Фотия встречается учение о предвечном почивании Духа в Сыне (долгое время патрологи этого не замечали).
Аргументацию Фотия продолжили и развили Николай Мефонский, Никифор Влеммид, Григорий Кипрский, Григорий Палама, Иосиф Вриенний, Марк Эфесский. Кратко ее можно изложить так:
Филиокве смешивает ипостасные особенности Отца и Сына, а Духу отводит служебную роль, чем привносит в «равночестную» Троицу субординацию: Отец – первый, Сын – второй, Дух – третий, в то время как, согласно православному пониманию, Отец ни в чем не «больше» Сына и Духа кроме начала существования. Кроме того, не различая взаимоотношения ипостасей Троицы по происхождению (началу бытия) от их предвечного «симметричного» взаимообщения (через движение единой сущности) и от порядка их взаимоотношений по домостроительству, филиокве исключает в Боге и нераздельное различие сущности и энергий, а значит и обожение твари божественными энергиями.
С православной точки зрения можно выделить несколько аспектов в учении об отношении Духа к Отцу и Сыну.
Причинный аспект
(кто причина кого)
По началу существования Дух происходит от Отца – единого источника божественности (монархия Отца). В предвечных рождении Сына и извождении Духа Отец передает Им вместе с ипостасным существованием и всю полноту божества (сущность и энергии), общую для трех ипостасей. В этом смысле Отец – первый, а Сын и Дух – вторые.
Перихористический аспект
(перихорисис — др. греч. «взаимопроникновение»)
В Троице ипостаси взаимопроникают друг друга (перихорисис), они реально различны, но неразделимы. В этом смысле Дух не только в Отце, но и в Сыне.
Энергийный аспект
(см. учение Паламы о божественных энергиях)
В предвечном воссиянии (проявлении) общей сущности Божией через энергии применительно к ипостасям ничего «перво-второго» в Троице нет, но каждая ипостась – «срединная» по отношению к двум остальным. В этом смысле православная триадология предполагает симметрию ипостасей: Дух предвечно воссиявает через Сына, так же как и Сын через Духа.
Икономический аспект
(икономия — др. греч. «домостроительство», все действия Божии в отношении сотворенного мира)
При даровании твари общих божественных энергий порядок ипостасей в Троице такой – от Отца через Сына в Духе.
Христологический аспект
(что происходит в воплощении Христа)
Предвечное почивание ипостаси Духа в ипостаси Сына при воплощении Сына включает и Его человечество, «помазываемое» (Христос – Помазанник) и всецело обоживаемое всеми тремя ипостасями (в том числе и Духом).
Экклисиологический и сотириологический аспект
(значение для Церкви и нашего спасения)
В Пятидесятнице это почивание ипостаси Духа в Сыне передается со всей полнотой энергий («всецелой энергией») Церкви – Телу Христову: христиане Духом усыновляются Отцу в Сыне всецелой энергией (но кто сколько способен вместить), то есть обоживаются.