Церковь не требует обязательно отлагаться от епископа-еретика!

ВЫВОДЫ БОГОСЛОВСКОГО СЕМИНАРА "15 ПРАВИЛО ДВУКРАТНОГО СОБОРА И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО ОБЩЕНИЯ"

Священная Митрополия Пирея

Богословский семинар по теме «15 правило Двукратного собора и прекращение церковного общения»

Священная Митрополия Пирея по благословению нашего митрополита г-на Серафима, при содействии Отдела по Ересям и Парарелигиозным течениям организовала и провела в четверг, 27 Ноябре 2014 в 4 вечера в конференц зале «"ΠΕΙΡΑΪΚΟΥ ΣΥΝΔΕΣΜΟΥ» богословскую конференцию на тему «15 правило Двукратного собора и прекращение церковного общения», в котором приняли участие многочисленные клирики и верующий народ Пирейской Церкви.

Во время открытия работы семинара со словом выступил наш Преосвященнейший Митрополит г-н. Серафим. Далее эта тема была глубоко раскрыта тремя избранными докладчиками:
а) Преосвященнейшим Митрополитом Пирейским Серафим, который раскрыл тему: «Отложение (от епископа) в свете жизни и борьбы прп. Феодора Студита»,
б) архимандритом Василием Пападакисом, кафигумен священной обители святой Анастасии Римлянины в Рефимии, который раскрыл тему: «Прекращение церковного общения согласно православному богословию и Преданию Церкви» и
в) протопресвитером Иоанном Фотопулосом , юрист и богослов, который раскрыл вопрос «Не причащение и ограждение согласно учению и жизни Святых Отцов».

Конференция по завершении прочтения докладов и после длительного обсуждения этих докладов, пришла к следующим выводам

ВЫВОДЫ

1. В Православии важным является поминовение епископа каждой местной церкви не только в качестве гаранта и хранителя Православной веры, но и как выразителя единства церковного тела, которое (единство) реализуется и сохраняется в Евхаристии. Когда через ереси нарушается вера, тогда Церковь, через святых и богоносных Отцов Её, указывает на уклонение еретических учений, а в дальнейшем, следуя многовековому укладу Канонической и Соборной Традиции, Церковь подводит к осуждению еретиков, как нераскаянных упорствующих личностей в еретических учениях, посредством созыва Православных Соборов на местном или же на вселенском уровне.
2.Молниеносное распространение всеереси Экуменизма в течение всего 20-го столетия вплоть и до наших дней породило у разных групп клириков и мирян необходимость поиска поддержки в святых канонах и у Святых Отцов Церкви, например для того, чтобы упрочить в них желание, избегая всякого общения с ересью, разрывать всякое церковное общение с еретичествующими епископами. Так, в очередной раз, в данный момент и на протяжении нескольких лет, на авансцену церковной актуальности выходит 15-е правило Двукратного Константинопольского собора, созванного во времена свт. Фотия в 861 году.
3. Это священное правило позволяет клирику прекращать поминовение епископа и ограждаться клирику от своего предстоятеля еще до соборного суждения о нем только под тем условием, что тот публично проповедует ересь «Святыми Соборами или Святыми Отцами осужденной». Это условие очень важно, потому что помогает нам идти «последуя Святым Отцам» и опираться на те определения, которые ими сделаны в отношении ереси силой и просвещением Святого Духа, последуя, но не предвосхищая Святых Отцов и впадая, прежде времени, в некое истовое осуждение ереси. Таковое осуждение не является подходящим методом для каждого члена Церкви к тому, чтобы ставить некий диагноз об истинной опасности ереси, потому что она может не иметь аналогичных другим ересям духовных признаков. В соответствии с фразой: «Святыми Соборами или Отцами осужденной», составители священного правила стремятся также подчеркнуть подобающее уважение как к соборному устройству Церкви, так и к авторитету Святых Отцов.
4. Этот священный канон следует истолковывать в духе и в непосредственной связи с двумя предыдущими правилами, 13-м и 14-м, с помощью которых устанавливается единство тематического плана.
То есть, как и два прежних правила (13-е и 14-е), точно также и первая часть 15-го правила, определяет необходимость соборного суждения и исследования нравственных преступлений или иных нечестивых поступков епископа, прежде прекращения его поминовения. В большинстве случаев, происходящих теперь, то есть когда речь идет о самом серьезном преступлении – впадении в некое еретическое учение, считается необходимым иметь соборное суждение и расследование дел еретического епископа. Правило требует ставить его в связь не только с двумя предыдущими священными канонами, но и со всей Соборной Традицией нашей Церкви. Единственным отличием 15-го правила, по сравнению с предыдущими двумя священными правилами, состоит в том, что, когда причина ограждения состоит во впадении в «осужденную» ересь, тогда необходимо ограждение от епископа даже и до вынесения соборного осуждения. Отделение от тела Церкви не происходит неким невидимым образом и автоматически из-за того лишь, что еретик впал в ересь, но при конкретном вынесении осудительного соборного решения. Если же отделение еретика происходило бы автоматически вследствие его ереси, то тогда излишним было бы его соборное осуждение.
5. Отцы составители 15-священного правила не установили обязательности для ограждения от еретичествующего епископа. Это правило не определяет закон об обязательности, но просто дает право. В то же время оно восхваляет тех, которые ограждают себя от еретического епископа «до соборного определения» о нем. Однако же, оно не накладывает наказания на тех, которые, не принимая его учения, по-прежнему продолжают его поминать, хотя параллельно тщательно контролируют его злочестивые взгляды и добиваются вмешательства и вынесения безопасного соборного суждения о нем и осуждения его надлежащим соборным органом. Если бы священное правило имело обязательный характер, то было бы и соответствующее сему изложение (формулировка) текста правила для всех тех, которые следуют по пути сохранения церковного общения с еретическим епископом еще до его соборного осуждения и предполагалось бы наличие возможного наказания, поскольку речь идет о столь важном вопросе, каким является ересь. Кроме того, если бы Церковь считала обязательным для клирика немедленно отгородиться от епископа, впавшего в ересь, то она бы установила специальные правила в отношении этого фундаментального вопроса и, конечно же, весьма строгие. Было бы недостаточно просто вставить в 15-е правило некое исключение, поскольку каноны установлены для препятствия появления расколов и для их наказания.
6. При противодействии ересям решающее и определяющее значение имеет вклад Святых Отцов, как это видно из Деяний Соборов, житий святых, церковной письменности и священных канонов. Святые Отцы не импровизируют, но, как богопросвещеные и богодвижимые, опровергают ересь своим богословским словом и ведут народ Божий на путь к Богу и против еретиков, как это явлено в жизни и борьбе прп. Феодора Студита.,
7. Безопасные руководители церковного тела в отношении современной всеереси Экуменизма, это просвещенные Преподобные Отцы последних времен, такие как: прп. Иустин Попович, святой Старец Паисий Святогорец, святой Старец Филофей Зервакос, преподобный Старец и великий русский Святогорец, подвижник, основатель священной обители Честного Предтечи в графстве Эссекс в Англии Софроний Сахаров и другие, которые делали замечания относительно Экуменизма, однако не ограждались от местных епископов, отмечая в то же время необходимость соборного осуждения этой ереси, как и тех, кто ее продвигает. То, что мы отдаем предпочтение нашим импровизациям в отношении злочестивых учений, нежели богопросвещенной позиции современных Святых Отцов; утверждениям, что «бесполезным и излишним является божественное просвещение и соборное осуждение ереси» в связи с вопросом ограждения, отдаляет нас от духа Святых Отцов. В то же время многочисленные оскорбления в адрес современных Святых Отцов со стороны ограждющихся не только ограждают их от еретических епископов, но и отделяют от Православной Церкви.
8. Факт, что современной всеереси Экуменизма присущи элементы древнейших ересей, которые соборно осуждаются Церковью, не отвергает необходимости соборного ее осуждения в наше время, в соответствии с духом и предложением прп. Иустина Поповича. Для этого необходимо, чтобы духовенство и верующий народ Божий обратили свои подвижнические стремления и задействовали их в единую сильную антиеретическую борьбу вплоть до того, чтобы наша иерархия, вынуждаемая духовенством и народом, занялась этой ересью, осудила бы её соборно, назвав ее сторонников, и призвала бы их к покаянию. В том случае же, когда они станут упорствовать в своих заблуждениях, отсечь их от Церкви.
9. Богословие Святых и Богоносных отцов и их богопросвещенное служение является онтологическим основанием Церкви как тела живого Господа Иисуса Христа. Его цель состоит ни только в том, чтобы сохранить единство церковного тела, целостность веры, опыт Церкви, но и в существенном приведении в действие и применении истинных предупреждений Божественного Закона и священных канонов, посредством которых происходит и осуществляется охристосывание человеческой личности и обожение его по благодати.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...