А. Осипов о проблемах современного русского монашества

10:31
https://elitsy.ru/communities/30355/61435/
Являются ли современные монастыри средоточием добродетели и духовной жизни?

Вопрос: «Монастыри на Руси были в хорошем смысле рассадниками добродетели, куда стекались за получением реального опыта. А современные монастыри – рассадником чего являются? Возможно ли сегодня говорить о реанимации монашеской жизни хотя бы в России? Насколько монастырь себя оправдывает институционально? Чего от него больше – добра или…?»


Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Только искуситель может задать такой вопрос…
Уже давно трудно найти людей, которые бы, действительно, и понимали бы монашество, и сами были бы настоящими монахами. Уже давно – это очень трудно сделать… В наше время – еще труднее. Может быть, и есть истинные и искренние монахи, но, скорее всего, они среди тех, о ком никто не знает. Как только начинает разноситься слава – будьте очень осторожны, потому что монах и слава – вещи несовместимые!

Были исключительные примеры, такие, как преподобный Сергий или Серафим Саровский, но посмотрите – когда они становились славными? Когда достигали и по возрасту телесному, и по возрасту духовному, а, в основном – только после кончины вдруг о них начинали говорить. Но это вопрос внешнего характера, а если говорить по существу, то уже святитель митрополит Филарет (Дроздов) сетовал о монастырях: посмотрите на наши монастыри – о чем они больше всего сетуют? Что мало паломников, мало приношений и так далее… А что писал о монастырях епископ Игнатий, современник митрополита Филарета? Что монастыри из пристани спасения превращаются в места кораблекрушений…

Монастырь, в котором нет возможности заниматься духовной жизнью – это не монастырь. Патриарх Кирилл говорил о том, что пора нам уже переходить от строительства к жизни. В послесоветское время, действительно, всё внимание было направлено на то, чтобы из руин воссоздать хотя бы внешнюю сторону жизни монастырей. Но при этом есть опасность, о которой пишет святитель Игнатий, говоря, что вот здесь (указывает одно место) – два хороших женских монастыря. Они очень благоустроены, но в них совсем отсутствует духовная жизнь.

Я был в одном женском монастыре: меня посадили обедать со всеми сестрами, и игуменья говорит: «Алексей Ильич, скажите, пожалуйста, чтоб слушались! О послушании скажите, о послушании…» О послушании? Это – о каком послушании? О дисциплине! Как в армии, в тюрьме, в любой фирме, на любом производстве… Это не послушание, это – дисциплина! Аскетическое понятие послушания имеет совсем другой смысл!

А сейчас в женских монастырях еще придумали убийственную вещь: игуменья требует от сестер откровения помыслов! «А что тебе Марья говорила?» – «Нет, матушка, ничего не говорила…» – «Ах, ничего! Ты, что лжешь! Ну-ка, Ксения, иди сюда! Ну-ка, говори!» Понимаете, что творится? Откровение помыслов! Вы знаете, кому открывали помыслы? Только духоносным старцам! Добровольно! А здесь – требование! Как можно так извратить прекрасное монашеское делание! И не только монашеское – христианское! Как можно откровение помыслов из добровольного стремления человека к очищению своей души – превратить в нравственное насилие! «Изволь открыть мне свои помыслы! А вот еще – крест и Евангелие!» И она, бедная, дрожит и не знает, что делать. И соврать нельзя – крест и Евангелие, и сказать нельзя, потому что возненавидят. Какое извращение духовной жизни! Надеюсь, что такое – не во всех монастырях, но я знаю, что уже во многих, почему и говорю.

Откровение помыслов – и кому же? Начальнику! Не старцу, а – начальнику! Почему открывали помыслы преподобному Сергию? Потому что к нему – все и пришли! А здесь – игуменья, назначенная сверху. «Хотите вы или не хотите – вот вам игуменья. Она имеет высшее образование – вам этого мало, что ли?» Я, конечно, немного утрирую, но опасность, действительно, очень большая.

Мало уделяется внимания чтению святоотеческой литературы. Вот уже читается Порфирий, а почему не почитать «Отечник» Игнатия Брянчанинова? Или какой-то другой – афонский патерик, например. Ведь сколько замечательных отеческих наставлений есть! Но мы читаем новых святых. В них есть что-то, что привлекает. И уже бесспорные святые отцы отходят в сторону. Нет, мы их не отвергаем, да, они есть, но почитаем – вот этих…

В наше время монастырей много, но при каком условии может возникнуть монастырь? В принципе, когда есть руководитель – понимающий, разумный, духовный руководитель. Если же нет такого руководителя, а монастырь образуется только по причине, что когда-то здесь был монастырь и теперь можно его воссоздать – построить себе стены, храмы и кельи – если только по этой причине, то существует очень большая опасность превратить монастырь в хороший колхоз.

В наше время много опасностей, которые грозят монашеской жизни. Я уже говорил о мужских монастырях, переполненных женщинами. И о женских монастырях, где требуют откровения помыслов, где подменили послушание – великое духовное делание! – дисциплиной и даже не видят различия, где сестрам и братьям не оставляется время для чтения святоотеческой литературы.

Мы сейчас страшно заняты внешними заботами: всё этим переполнено. У монахов даже нет времени отдохнуть – только работа, работа и работа… А ведь обязательно должно быть время для чтения полезной литературы – без этого назидания невозможно нам знать истинный путь христианской жизни. Исаак Сирин много говорил о необходимости чтения святых отцов, Брянчанинов о том же говорил… Да все святые отцы говорили о том, что, если нет прямых наставников – нужна литература, труды святых отцов нам нужны! Без этого – никак!

И, конечно же, надо найти человека, друга, который мог бы ответить на вопросы...
08:58
Здравствуйте. Проблема монашества простая и сложная. Монашество это духовный подвиг на основе матерального состояния. Разногласия на эту тему были , есть и будут. Но сегодня проблема одна, нет того духовного стержня у человека по причине прошлого, которое отрицало религию почти как классовую сущность. Люди не понимают состояния воцерковления, да ходят на молитвы, но не воспринимают сердцем, оставаясь мирянами да при том и отрицающими суть Евангелия и Христа. Все это от безвоспитания, от распущенности в семье, от без духовности и жизни без радости бытия в этой жизни. Монах это воин, но воин не простой, а духовный, стоящий на страже самого православия и нас, грешных, мирян. Люди преклоняются деньгам и мечты и помыслы у них многогреховные, как же тут не иметь защитника духовности - монашествующего лица. Многие священнослужители тоже дают повод ко греховности, но не нам их осуждать и судить, мы сами должны стремиться к совершенствованию через церковные службы,, чтение литературы и следить за своим поведение....
12:18
Монашество ныне -довольно искусственный институт, так как создается по команде сверху. Старые монастыри должны кем-то быть заселены, и епархии можно рапортовать об успехах в количестве монастырей и монашествующих. В результате такой спешки постригают без предварительного искуса , людей без монашеского призвания или желающих стать священниками, но не женясь (так как целибат в нашей Церкви очень не приветствуется, в отличие от католического мира). Возможно, Господь не дает в наше время развиваться монастырям, так как хочет, чтобы духовно крепкие люди жили среди других, не просвещенных еще христианской верой, помогая им.А не бежали бы от сидящих во тьме, унося свет с собою. Это могло быть оправдано когда христианство было государственной религией, но во времена тотального безверия бежать от людей, оставляя их погибать, довольно странно.
Загрузка...