"Полупелагианство"- православное учение!!!

02:34
Пелагианство — богословская теория, которую выдвинул западный богослов Пелагий. Пелагианские споры начались в начале V века и были первым большим богословским кризисом, возникшим среди западных латиноязычных христиан.
[cut=Читать далее......]
Согласно этой теории, первородный грех не влияет на человеческую природу, а человек по-прежнему способен выбирать добро или зло без помощи Бога.

Таким образом, грех Адама был «плохим примером» для своего потомства, но его действия не имели других последствий. Роль Иисуса была «хорошим примером» для остального человечества (таким образом, противодействуя плохому примеру Адама), а также предоставлением искупления за наши грехи. Из этого следует, что человечество имеет полный контроль, и тем самым несет на себе полную ответственность, за соблюдение Евангелия в дополнение к полной ответственности за каждый грех. Согласно пелагианской доктрине, люди есть грешники по своему выбору, а грешники не являются жертвами, они являются преступниками, которые требуют прощения.

В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения были преподобный Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.

Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным её. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.

По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.

В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении ещё менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и её совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе в Оранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.

В католической истории именем полупелагианства были названы два различных течения.
Первое связано с именем Кассиана, Викентия Леринского и др. и, по сути, представляет собой православное учение о синергии. Ничего несоответствующего учению Церкви и тем более еретического во взглядах Кассиана и его сторонников (Марсельских монахов) не было. Осуждение этих воззрений как "полупелагианства" совершенно неверно и свидетельствует о том, что богословская трещина между Востоком и Западом была довольно глубокой уже в V в.


Второе течение, также получившее название "полупелагианство" относится к позднему средневековью XIV-XV вв. - учение Уильяма Оккама и его учеников - Габриэля Билля и др. Здесь все построено на августиновском же противопоставлении свободы и благодати. Только если у Августина - примат свободы, у оккамистов - примат человеческих заслуг: даже "предваряющую" благодать нужно заслужить.

Позднее в полупелагианстве испанские доминиканцы, приверженцы августинизма, обвиняли иезуитов и т.д. Основанная на томизме тридентская сотериология - это рационально очень выверенный гибрид августинизма и полупелагианства, с преобладанием последнего. На это обращали внимание протестанты - радикальные августинисты. Споры продолжались позднее и внутри католичества.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...